1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Исторические события и процессы в Речи Посполитой

Культура

1820-1830

Развитие театрального искусства и драматургии в Царстве Польском за несколько лет до польского восстания.

В 1815-1830 гг., в отличие от предшествующего периода, в классической драматургии одним из ведущих жанров стала трагедия. Этот жанр развивали А. Фелиньский, Ю. У. Немцевич, Л. Кропиньский, Ф. В. Венжик. Ф. Венжик считал, что драматурги, а особенно создатели трагедий, должны, по примеру античных авторов, обращаться к событиям отдаленного или недавнего прошлого своей страны для воспитания патриотизма. Наиболее известными трагедиями, созданными в этот период, стали трагедии А. Фелиньского «Барбара Радзивилл» и Ю. У. Немцевича «Збигнев», основанные на материале средневековой истории Польши. Продолжал развиваться и жанр комедии. Л. А. Дмушевский, Ю. У. Немцевич вносили в свое творчество национально-патриотический аспект. Они восхваляли старые времена и обычаи, осуждали чрезмерное увлечение всем иностранным. С 1821 г. в Национальном театре ставились произведения галицийского автора, бывшего наполеоновского офицера – А. Фредро, крупнейшего мастера комедии, не примыкавшего ни к романтикам, ни к последователям классицизма. В своем творчестве автор отказался от дидактизма комедий эпохи Просвещения, его произведения отличает мягкий юмор. Фредро внес в жанр комедии новое социально-бытовое содержание, приблизил сценический язык к разговорному. Комедии Фредро в основном были посвящены жизни провинциальной шляхты. В первом серьезном произведении автора «Пан Гельдхаб» (написанном в 1818 и поставленном в 1821 г.) высмеивались глупость и тщеславие нувориша и его дочери, которым противопоставлялись благородство и верность данному слову небогатого шляхтича. В комедии «Муж и жена» (1821 г.) показаны нравы светского общества, далекие от строгой морали.

Л. Кропиньский, Л.Дмушевский. А. Фредро

В 1820 г. на сцене Национального театра была поставлена трагедия, написанная молодым автором И.Гумницким, «Жулкевский под Цецорой», которая, несмотря на позднейшие купюры и изменение концовки произведения, продолжала пользоваться у публики неизменной популярностью. Французские трагедии не вызывали большого интереса у зрителей, привыкших к комическим операм и мещанским драмам, ставившимся при Богуславском. Поэтому по финансовым соображениям Осиньскому зачастую приходилось отходить от намеченного репертуара. Так, в 1818– 1823 гг. в Национальном театре показывали произведения Ф. Шиллера, в 1821-1830 гг. играли «Упыря», написанного при участии Ш.Нодье, а в 1828 г. поставили «Тридцать лет, или жизнь шулера» В. А. Дюканжа. Проникновение романтических тенденций в театральную жизнь, в частности, выразилось в создании в 1829 г. театра «Розмаитосци», на сцене которого преобладал романтический стиль игры. Мысль об организации в Варшаве частного популярного театра, помимо Национального, прозвучала в печати еще в 1820 г.

С начала XIX в. и особенно в период существования автономного Царства Польского произошли существенные изменения в профессиональной подготовке актеров. В 1810 г. при Национальном театре была создана Драматическая школа, где, помимо сценического искусства, преподавались история, иностранные языки, пение, танец. При Осиньском в 1814 г. учебное заведение закрыли, а на его месте возникла новая Балетная школа с аналогичной программой, но более высокими возрастными и образовательными требованиями. Теперь юношей принимали с 18, а не с 16 лет, как было прежде, а девушек – с 15, вместо 14. Также от юношей требовалось свидетельство об окончании, по крайней мере, четырех классов воеводской школы (а не трех, как раньше). Повышение образовательного и профессионального уровня артистической среды способствовало усилению авторитета актерской профессии. Некоторые актеры сами писали театральные пьесы. Л.Дмушевский и А.Жулковский являлись авторами многочисленных комедий.