Разделы
1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина
Экономика
1820-1833
Развитие горного дела в Царстве Польском. Улучшение водных путей сообщения и проект строительства Варшаво—Венской железной дороги.
Ликвидация польского национального государства и разделы его между соседними державами означали конец польской внешней торговли. Польские земли становились участниками общих внешнеторговых оборотов соответственно Пруссии, Австрии или России. При этом обмен между польскими территориями, входившими в разные государства, переходил из категории внутренней торговли в категорию торговли внешней.
По решению Венского конгресса 1815 г. всем частям бывшей Речи Посполитой, включенным в состав трех государств, должна была быть предоставлена возможность свободной торговли при установлении минимальных пошлин. Предполагалось введение максимально низкого тарифа при оплате транзитного провоза польских товаров через прусско-австрийскую границу и включение Царства Польского в систему российских таможенных границ.
Крупной отраслью промышленности в Царстве Польском было горное дело, которое преимущественно взяло в свои руки государство.
Целый ряд горнорабочих поселений был открыт в Домброве, Нивках и других районах. Оживилась горная промышленность в Келецкой губернии. Управление горными делами было тогда передано Горной дирекции. Управлял этой дирекцией известный польский учёный и деятель, директор департамента промышленности и искусств Царства Польского – Станислав Сташиц.
Благодаря его стараниям и энергии, состояние горного дела в Польше в это время значительно улучшилось.
После смерти С. Сташица в 1826 году произошла реорганизация горного управления: Горная дирекция была упразднена, а горные дела перешли в управление горного департамента, находившегося в ведении министра финансов Царства Польского князя Ксаверия Францевича Друцкого-Любецкого. Новое управление горячо принялось за исполнение проектов, задуманных ещё С. Сташицем, и имевших целью развить обширный горный промысел в окрестных городах. Произошло разделение всех казённых рудников и заводов в Царстве Польском, согласно местоположению, на два округа: восточный – с главным управлением в Сухедневе, и западный –в Домброве.
Эти годы стали периодом технического переоборудования горной и металлургической промышленности: начали применять паровые машины, механизировались отдельные процессы добычи и производства, появились первые фабрики; зарождалась каменноугольная промышленность.
В тридцатых и сороковых годах Польский Банк много инвестировал в развитие и переоборудование горнопромышленного комплекса Старопольского бассейна. В результате этого возникли новые крупные комплексы железорудных предприятий по рекам Каменной, Чарной и Бобжице. За 4-е года 1824 - 1828 по сравнению с 1820 - 1824 добыча железной руды увеличилась на 62%, каменного угля на 23%, выплавка железа - на 30%, а цинка на З00%.
Темпы развития Польши после 1815г. характеризуют такие цифры. В 1788 году доходы Польши составляли 80 млн злотых, а с 1816 года они дошли до более чем 100 млн злотых, несмотря на то, что Царство Польское в 1816 году составляло едва пятую часть прошлого пространства. Народонаселение царства в 1815 году составляло 2,4 млн жителей, в 1830 году - 4 млн.
Власти Царства Польского в 1815—1830 гг. занимались проблемой реорганизации транспортной сети, при этом учитывались, прежде всего, интересы отечественной экономики и торговли. Были улучшены водные пути сообщения - очищены русла судоходных рек Вислы, Пнлицы, Ниды, Нарева, Буга, Бзуры и Каменной. В 20-е годы приступили к постройке Августовского канала, завершившейся в 1839 г. и осуществившей связь Царства Польского с Балтийским морем через Неман. В результате этой деятельности наладилось регулярное сообщение между промышленными центрами, сельскими местностями и речными портами.
В 1835 года, появился проект будущей линии железной дороги Варшава — Зомбковицы длиной 308 вёрст. Для строительства дороги в 1839 году крупные польские банкиры организовали акционерное общество «Железная дорога Варшаво—Венская» («Drogi Żelaznej Warszawsko-Wiedeńskiej»).
Уже в 1840 году началось пробное движение поездов на участке Варшава — Скерневице. Изначально планировалось, что перевозки по дороге будут осуществляться с помощью лошадей, однако вскоре было решено, сразу начать использовать современные паровозы.