Разделы
1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина
Геополитика
1820-1825
Правовое положение Царства Польского в составе Российской империи после Венского конгресса, структура власти в Царстве Польском, установленная Александром I.
Герцогство Варшавское, составленное Наполеоном из польских областей, отторгнутых им от Пруссии в 1807 году и от Австрии в 1809-м, решением Венского конгресса было присоединено к России на вечные времена, за исключением области Познаньской, Галиции и города Кракова. По точному смыслу акта Венского конгресса, Польша входила в нераздельный состав Российской империи, и русскому государю предоставлялось неограниченное право учредить в польских областях такой порядок вещей, какой признает он за полезнейший и наиболее сообразный с выгодами своей державы. Александр I, по собственному побуждению, без всякого постороннего влияния, в надежде привязать новых польских подданных к российскому престолу узами вечной благодарности, даровал им особенный образ правления, определенный Учредительной Хартией 12 декабря 1815 год. Подтвердив Хартией 1815 основное начало, принятое Венским конгрессом, о неразрывном соединении царства с империей и сосредоточив в особе Императора и Царя все права державной власти, Александр I статьями Хартии создал в Польше и призвал к участию в законодательстве представительное собрание из двух палат – сената и сейма.
Конституция Царства Польского была более либеральной, чем Конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Конституция Царства Польского вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы.
В Центральной Европе Польша являлась единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. С 1818 года стал избираться законосовещательный Сейм. Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы из 128 депутатов, избираемых на местах.
Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемые царем, посольскую палату («избу») составляла шляхта и представители общин (глины). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта. Сейм созывался в 1820 и 1825 гг. Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени императора и короля, или Государственного совета. Законодательной инициативой Сейм не обладал (им располагал Государственный совет), он мог лишь принимать или отвергать законопроекты. В представительных органах было обеспечено преобладание дворянства.
При Александре I Сейм созывался трижды – в 1818, 1820 и 1825 гг., и уже тогда наметился конфликт между конституционными учреждениями Польши и самодержавной властью.
Управление делами польских областей русский император поручил правительственному совету. Верхняя палата польского собрания Сенат, составленный из епископов, воевод и каштелянов, назначаемых государем пожизненно, образовал верхнюю палату; нижнюю представлял сейм, который предположено созывать, именем царя, через каждые два года, на один месяц, из депутатов от дворянства и общин. Каждый новый закон только тогда получал силу, когда одобрялся большинством голосов в обеих польских палатах и был утвержден государем; палатам, сверх того, дано право рассматривать бюджеты о доходах и расходах. Правительственный совет Польши был составлен, под председательством царского наместника, из пяти министров, назначаемых государем; они были исполнителями его воли, давали движение всему ходу дел, вносили проекты новых законов на рассмотрение палат и отвечали в случае отступления от хартии. Войдя в состав России, Польша сохранила свою отдельную армию. Доходы Царства Польского были предоставлены исключительно в его пользу; польскому дворянству русское правительство дозволило избирать маршалов для ходатайства по делам своим перед царским престолом. В городах Польши было введено муниципальное управление. Книгопечатание объявлено свободным.
В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства». Сохранилось гражданское законодательство, введенное в Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу Кодекса Наполеона.
Предоставление конституции Царству Польскому, как и другие льготы, было своеобразным утешением для поляков, лишившихся самостоятельного государства. Для России же включение нового края в состав империи оказалось источником беспокойств на всем протяжении XIX и даже XX в.