1791-1794 Служба в сейме Речи Посполитой, участие в восстании Костюшко

Исторические события и процессы Российской империи

Культура

1791

Литературная деятельность эпохи сентиментализма и издание в России Н.М. Карамзиным и В.С. Подшиваловым первых литературных журналов: «Московский журнал», «Чтение для вкуса, разума и чувствований».

Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). 

Николай Михайлович Карамзин родился около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете. Отец хотел, чтобы Карамзин - младший пошел по его стопам. Писатель согласился с родительской волей и поступил на службу в Преображенский гвардейский полк.

Николай Михайлович Карамзин

Недолго Николай был военным, вскоре подал в отставку. В этот период жизни появились первые литературные работы. На заре литературной карьеры Николай Карамзин отправился в Европу. Писатель встретился с Иммануилом Кантом, посмотрел на Великую французскую революцию. Итогом путешествия стали «Письма русского путешественника». Эта книга принесла известность Карамзину. Подобных произведений до Николая Михайловича еще не писали, поэтому философы считают творца родоначальником современной русской литературы.

Вернувшись из-за границы человеком набравшись самых разнообразных впечатлений, Карамзин перестал быть односторонним чувствительным юношей, который занимался по преимуществу своим сердцем, – теперь он, в равной мере, интересовался историей и искусствами; теперь он узнал жизнь Западной Европы не по одним книгам. Оттого «Московский Журнал», который он начал издавать сразу по возвращении в Россию, отразил на себе его широкие интересы.
В этом журнале совсем нет места холодной, рассудочной морали первых русских журналов, нет здесь и сатиры. Перед нами изображение «жизни» – всех её радостей и горестей, картина действительности, нарисованная человеком, светло глядящим на жизнь, умеющим в ней найти «трогательное». «Письма русского путешественника», повести, стихи самого Карамзина, Дмитриева, Державина и других лучших писателей этой эпохи, составляют содержание журнала – пестрое по составу, но стройное, объединенное идеалистическим мировоззрением редактора.

«Московский Журнал» – стал у нас первым образцом чисто литературного журнала «с направлением».

После «Московского Журнала» Карамзин издавал альманахи «Аглая» (1794) и «Аониды» (1796-99). Это были сборники беллетристического содержания, составлявшиеся из произведений самого Карамзина и других писателей. Выходили эти альманахи выпусками, в разные сроки, что освобождало редактора от лишних хлопот и облегчало ему возможность делать строгий выбор материала для издания. По характеру своему, эти сборники вполне подходят к «Московскому Журналу». В 1793 г. Карамзиным был издан «Пантеон иностранной словесности» – сборник переводов с французского, немецкого и других языков.

«Московский Журнал»

Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Н.М. Карамзин

В одно время с «Московским журналом» выходило в свет другое, подобное же, издание: «Чтение для вкуса, разума и чувствований» (1791-1793) под редакцией В. Подшивалова, литературного единомышленника Карамзина, – критика, защищавшего у нас сентиментализм (любопытна его статья «Чувствительность и причудливость»). Впоследствии тот же Подшивалов издавал (с 1794 по 1798 г.) «Приятное и полезное препровождение времени», журнал все того же карамзинского направления.

Вся позднейшая русская литература XIX столетия есть, в сущности, развитие, углубление и расширение тех задач, которые были поставлены еще в XVIII в. сентиментально-реалистическим направлением (идеализм сердца, художественный реализм, интерес к психологическому анализу, поэзия «действительности»).

Чтение для вкуса, разума и чувствований, 1791г.

Васи́лий Серге́евич Подшива́лов (1765—1813) — русский писатель, поэт и переводчик. Сын солдата, в 6 лет начал учиться у дьячка одной Московской церкви, затем, 9 января 1774 года, был принят на казённое содержание в Университетскую гимназию, и, наконец, — в Московский университет, откуда 25 ноября 1782 года вышел со званием студента и тогда же был назначен учителем российского стиля и логики в Университетский Благородный Пансион.

Ученик И. Г. Шварца, В. С. Подшивалов ещё будучи студентом начал заниматься литературой, принимая деятельное участие сперва как член, потом как секретарь (с 1789 года) и, наконец, как председатель «Собрания университетских питомцев». По окончании университета он сотрудничал в периодических изданиях: «Покоящийся трудолюбец» (Н. И. Новикова, 1784), «Магазин натуральной истории, физики и химии» (редактор А. А. Прокопович-Антонский, 1788—1790) и «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789).

Издавал, в сотрудничестве с П. А. Сохацким, в переводе с немецкого языка, «Политический журнал, издаваемый в Гамбурге Обществом ученых мужей» (1790—1796).

В «Московском Журнале» Карамзина поместил (1791—1792) несколько переводов и оригинальных сочинений: «Нравственное удовольствие», «Мысли в день моего рождения», «Тит», «О русских книгах».