Разделы
1791-1794 Служба в сейме Речи Посполитой, участие в восстании Костюшко
Экономика
1792-1795
Строительство трех городов между Южным Бугом и Днестром на территориях, полученных Россией после окончания Русско-Турецкой войны и заключения Ясского мирного договора.
После заключения Ясского мирного договора Молдавское княжество стало ареной борьбы между Россией, Францией и Австрией, пытавшимися установить там своё влияние. Екатерина II, не удовлетворившись достигнутым, планировала дальнейшие события по освоению края. Присоединение к России территорий между Южным Бугом и Днестром многократно ускорило заселение и хозяйственное освоение этого региона.
Опасаясь преследований со стороны властей Османской империи, Молдавское княжество покинуло значительное число жителей, большинство из которых переселилось за Днестр. Там сторонники России из числа молдавского боярства получили большие земельные владения.
В Очаковской области были основаны города Григориополь (1792 год) и Тирасполь (1795 год).
В 1794 году на землях, полученных в результате Ясского мира, был основан город Одесса. После этого последовало торжественное шествие к месту закладки Соборной церкви.
Город Григориополь - древний населенный пункт будучи раннее известым как Коморул, Чорна и Чорна-пе-Нистру. Территория района была издавна заселена о чём свидетельствуют археологические раскопки близ сёл Бутор, Токмазея, Красногорка.
В IX—XII вв. эти земли входили в состав Древнерусского государства и Галицко-Волынского княжества. Затем здесь господствовали литовские феодалы, турки, татары.
Первые поселения молдаван в этих местах — Спея, Тея, Ташлык, Бутор, Делакеу, Малаешты и др. возникли в XVII—XVIII вв. В 1791 году по Ясскому мирному договору эти земли отошли к России. Григориополь был основан в 1792 году по Указу Екатерины II и заселен армянскими переселенцами. Существуют документы, свидетельствующие о двух версиях, в честь кого был назван город.
По одному предписанию князь Потёмкин повелел назвать новый город армян Григориополем «в честь ангела своего», а по другому предписанию «повелел составить из селения их город во имя святого Григория Просветителя всея Армении».
Сама Екатерина II утверждала план постройки города, и в 1792 году 25 июля состоялся торжественный момент — закладка города. Армяне, спасаясь от преследования турок, пришли сюда из окрестностей Измаила, Килии, Каушан в поисках работы и плодородных земель. Когда переселение завершилось, в воскресенье, 25 июля 1792 года, в торжественной обстановке, при огромном стечении армян — переселенцев и гостей, приглашенных из-за границы, армянский архиепископ Аргутинский освятил шесть камней, предназначенных для закладки города.
Новый город Одесса был основан рескриптом Екатерины II от 27 мая (7 июня) 1794 года на самом западе новоприобретённой территории Российской империи — Новороссии. По предложению А. Суворова здесь началось (1793 г.) строительство крепости.
Проект постройки города, порта и новой крепости (на месте которой позже был разбит Александровский парк) она поручила голландскому военному инженеру Францу де Воллану, который сполна воплотил при этом принципы древнеримского градостроительства. 22 августа (2 сентября) 1794 года, с благословения митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила (Бэнулеску-Бодони) были забиты первые сваи в основание города.
Создаваемый город в 1795 году получил название Одесса — производное (как принято считать) от древнегреческого Одессоса. Город строился под руководством вице-адмирала И. Дерибаса, которому благодарные потомки установили памятник лишь спустя два столетия, а до этого уважительно хранили его имя в названии главной улицы.
Удачно расположенная географически, Одесса в течение XIX века превратилась из небольшого поселения в торговый, промышленный и научный центр, оставаясь, однако, уездным центром. К 100-й годовщине своего основания (1894 г.) Одесса занимала 4-е место в Российской империи по количеству населения и уровню экономического развития после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы.
В 1791-1793 г. население насчитывало 122 жителя (вероятно, без строителей и военных), в 1799г. — 4177 жителей.
Треть населения Одессы составляли большей частью евреи и многочисленные иностранцы, преимущественно греки, французы, молдаване, немцы и др. [от каждой из национальных общин остались исторические районы, улицы, бульвары, площади — Греческая площадь, Французский бульвар, Молдаванка (изначально предместье, слободка, ныне жилмассив в составе города) и проч.
Греческое название Тирасполя и некоторых других городов региона связано с популярным в 1780—1790-е годы «греческим проектом» Екатерины II.
Несмотря на подписанный мир, обстановка оставалась непростой, и тогда секретным рескриптом от 23 ноября 1792 года Императрица Всероссийская Екатерина II отозвала графа Александра Васильевича Суворова из Финляндии, где он укреплял русско-шведскую границу. Полководца обязали осмотреть берега Днестра и границы данных земель.
Для укрепления новых границ империи в 1792 году на левом берегу Днестра по особому указанию А.В.Суворова в рамках организации Днестровской линии была заложена крепость Срединная; строительство велось под непосредственным руководством инженер-майора русской армии Франца де Волана.
Толчком к развитию города послужила прокладка железной дороги от станции Раздельная до Тирасполя, благодаря чему Тирасполь стал первым городом региона, соединенным удобным путём с портовым городом Одесса.
Франц Павлович де Воллан (1752 — 1818) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Вознесенска, Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства. Под его руководством были созданы Тихвинская и Мариинская водные системы.
По происхождению брабантский дворянин, родился 20 сентября 1752 года в Антверпене.
Молодые годы провёл в голландских селениях в Северной Америке, где впервые ознакомился с военно-инженерным делом: принимал участие в постройке укреплений и сражался с англичанами.
С 1779 года де Волан служил в Голландской Гвиане и занимался топографическими исследованиями и составлением карт. По возвращении в Голландию в 1784 году участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии. В марте 1786 года вышел в отставку.
По протекции российского посла в Гааге С. А. Колычева вступил в русскую службу инженер-майором 30 октября 1787 года