Разделы
1791-1794 Служба в сейме Речи Посполитой, участие в восстании Костюшко
Культура
1791-1794
Развитие культуры Великого княжества Литовского, соединявшей западные традиции и богатое древнерусское наследство. Отражение в народном кукольном театре и школьном театре социально-экономических, сословно-классовых и политических событий того времени.
Культура Великого княжества Литовского формировалась на территории нынешних Литвы, Белоруссии, части Польши и большей части Украины, развивалась под воздействием взаимосвязанных социально-экономических, сословно-классовых и политических факторов, опиралась на богатое древнерусское наследство и западные традиции.
Широкую известность получил народный кукольный театр — батлейка. Для выступлений батлейки использовалась сцена, представляющая собой деревянную коробку в виде домика или церкви с горизонтальными перегородками, служившими отдельными ярусами-сценами. Сцена отделывалась тканью, бумагой, геометрическими фигурами. Куклы-персонажи делались из дерева, цветной бумаги и ткани, крепились на стержень, при помощи которого батлеечник водил их по прорезям в ярусе-сцене. Известна батлейка с марионетками на нитях, и, кроме этого, перчаточные куклы. Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комическими сценами, народными песнями и танцами.
Кроме батлеек в школах широко был представлен так называемый школьный театр, показывавший интермедии и драмы на библейские, а позднее и на исторические и бытовые сюжеты. Показ вёлся на латинском, польском, литовском и западнорусском языках, в сценках использовались приёмы и сюжеты батлейки. Актёрами были учащиеся, которых обучали сценическому искусству учителя риторики. Школьный театр имел свою разработанную поэтику с канонизированными средствами сценического движения, манерой исполнения, гримом и оформлением сценической площадки. Сцена освещалась рампой, имела рисованный задник и объёмные декорации для сценических эффектов. Особенно часто спектакли проходили в учебных заведениях иезуитов, где школьному театру придавали особое значение как методу воспитания.
Первый в Беларуси придворный крепостной театр был создан в резиденции Радзивиллов в середине XVIII века в городе Несвиж. Еще раньше здесь начал действовать школьный театр — тоже один из самых ранних на белорусской земле. Первое известное нам его представление состоялось в 1696 году, когда местные школяры показали пьесу «Млечный путь радзивилловского орла». А через два года на несвижской сцене была поставлена драма «Вакх, опьяневший от крови и убийства».
Деятельность несвижского школьного театра, как и придворного, нельзя, безусловно, идеализировать. Их создатели преследовали свои интересы. Несвижскую коллегию содержали иезуиты, чья деятельность была направлена на окатоличивание и ополячивание местного населения. Монахи-иезуиты верой и правдой служили Радзивиллам, феодальному строю. Их усилия были направлены на то, чтобы народ покорно подчинялся угнетателям. Спектакли несвижских школяров (или рассчитаны на социальные верхи), шли на чужих, непонятных крестьянским массам латинском и польском языках. Однако надо учитывать тот факт, что в то, время других школ и других театров на территории Белоруссии не было. Коллегии, подобные Несвижской, являлись одновременно и единственными распространителями образованности — пусть средневековой, ограниченной.
В библиотеке Вильнюсского университета сохранились программы некоторых несвижских школьных представлений первой половины XVIII века. Из них следует, что в 1723 году, перед каникулами, местными школярами показывалась драма «Зрелище мира», рассказывающая о Христофоре Колумбе.
Выбор такого необычного для иезуитской сцены сюжета объясняется совпадением имен открывателя Америки и несвижского мецената Криштофа (Христофора) Кондратовича, которому была посвящена драма. Между ее актами исполнялись интермедии. Сохранились также программы 1730 и 1732 годов, когда ставились пьесы «Дух бурь» и «Золотая свобода вне свободной власти царства мудрых».
Школьный театр в системе культуры XVII-XVIII вв. занимал двойственное положение. Он был не только явлением искусства, но и средством воспитания, развернутым педагогическим приемом, который применялся в преподавании двух из семи свободных художеств - поэтики и риторики. Театр значительно облегчал процесс обучения, делал его более доступным и интересным, вносил в него элемент игры. Будучи частью дидактической программы, выполняя функции религиозного и общественного воспитания, театр в то же время вырывался из учебного плана и превращался в явление искусства.
Школьные представления были закрытыми и открытыми. Первые преследовали чисто учебные цели. Вторые предназначались и для развлечения и для поучения публики. На этих представлениях собирались учителя и ученики школы, гости. Часто это были граждане, поддерживавшие учебное заведение в финансовом отношении, родители учеников. Все произведения, ставившиеся на школьной сцене, подчинялись правилам риторики. Риторикой определялся выбор темы. Специально выделялся такой этап работы над произведением, как создание и осознание замысла. Школьные руководства посвящались описанию тем, перечислению способов их реализации и сочетания.
Школьные спектакли не всегда шли на специальных сценах или в специальных помещениях. Постановщики могли выходить за пределы школы, продолжая традиции народного средневекового театра. Они выносили свои спектакли под открытое небо, на рыночные и церковные площади, собирая толпы зрителей.
Школьный театр, имея обширный репертуар, привлекая многочисленную публику, в то же время не был профессиональным театром. На протяжении всей своей истории он был театром любительским, где обязанности авторов, постановщиков, актеров выполняли непрофессионалы. Актерами школьного театра были ученики старших классов, поэтики и риторики, а так же младших. Обычно младшие ученики получали второстепенные роли или играли в массовых сценах. Кроме того, они участвовали в декламациях, диалогах, моралите, т.е. более простых драматических формах. Статистами могли быть не только ученики коллегий, но и жители города, где находилась коллегия. Слово и музыка, изображение, жест, танец входили в театральную структуру на равных правах и были полноценными средствами эстетического воздействия на зрителя. Синтезируя, сплавляя живопись и слово, танец и музыку, школьный театр развивал культуру и образование как участников, так и зрителей спектаклей.