1773-1784 Учёба, воспитание, формирование личности

Исторические события и процессы в Речи Посполитой

Наука

1773

Создание Комиссии национального образования в Речи Посполитой, - первый в мире центральный государственный орган в сфере образования. Реформы в образовании в Речи Посполитой. Введение преподавания на польском языке в Краковском университете.

Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось в основном в руках различных монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Иезуитские коллегиумы и начальные школы существовали в Полоцке, Несвиже, Орше, Бобруйске, Бресте, Минске, Пинске, Витебске и др. Центром образования и науки в Беларуси была Виленская иезуитская академия, которая имела статус университета. Академия славилась в Восточной  Европе талантом и ученостью своих преподавателей и выпускников. Основными предметами в иезуитских школах были: грамматика, риторика, этика, мораль, богословие, физика и математика. Преподавание в них велось на латинском языке и по содержанию знаний, духовной и политической ориентации не соответствовало требованиям времени. Низкий уровень просвещения, религиозный фанатизм и нетерпимость благоприятствовали распространению суеверий и предрассудков. Книги представляли собой сборники фантастических сведений о приметах и чудесах. Умножается число судебных процессов над ведьмами и колдуньями.

Реформа просвещения в Речи Посполитой совпала с ликвидацией в 1773г. ордена иезуитов. Ликвидация ордена иезуитов и более широкое распространение идей Просвещения в последней четверти XVIII в. положительно сказались на развитии высшего образования и научных знаний.  В 1773 году была создана Адукационная комиссия, осуществляемые ею мероприятия носили прогрессивный характер. Реформирование  образования в Речи Посполитой заключалось в том, что из школы изгонялась схоластика и пустое заучивание, запрещалось  преподавание теологии, большое значение придавалось изучению физики, математики, природоведению, нравственности, физическому воспитанию. Преподавание велось на латинском языке, традиционными предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Национальная образовательная комиссия - первое учреждение по руководству народным просвещением в Речи Посполитой, осуществила реформу школ и университетов в духе идей Просвещения. Проведению реформы способствовал роспуск ордена иезуитов, школы и имущество которого были переданы Адукационной комиссии, стараниями которой школа приобретает светский характер. Общее руководство делом просвещения из рук духовенства передавалось государственным органам.

В школьном образовании большое место стали занимать предметы естественнонаучного цикла. За более чем 20 лет (до 1794 г.) своей деятельности Адукационная комиссия впервые организовала в Речи Посполитой медицинскую, ветеринарную, акушерскую, черчения и рисования, финансовых контролеров, музыкально-театральную школы. Виленская иезуитская академия была реорганизована в Главную школу Великого княжества Литовского. Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах.

Краковский университет

Это были первые в истории Речи Посполитой профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертежников. В них обучались преимущественно дети крепостных крестьян. Гродно стал третьим городом Речи Посполитой (после Варшавы и Вильно).

Деятелей польского просвещения  волновала судьба польского языка, так как  в школе господствовала латынь.  В частности, реформатор Гуго Коллонтай (1750-1812) в 1780 г. добился введения преподавания в Краковском университете на польском языке. 

Основы высшего образования в сфере сельского хозяйства в Кракове были также заложены Гуго Коллонтаем, который в 1776 году предложил создать Департамент сельского хозяйства, как часть Главной Королевской Школы. Его проект был реализован лишь через несколько лет – в 1806 году. Сельскохозяйственный Университет им. Гуго Коллонтая в Кракове это один из главных государственных вузов. Следующие несколько десятилетий все попытки и предложения о создании учебных заведений аграрного профиля не увенчались успехом

Гуго Коллонтай (1750-1812)