1773-1784 Учёба, воспитание, формирование личности

Исторические события и процессы Российской империи

Культура

1780

Прибытие в Петербург по приглашению Екатерины II итальянского архитектора Джакомо Антонио Кваренги. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Присвоение герба Санкт-Петербургу.

В феврале 1780 года в Петербург по приглашению Екатерины II прибывает 35-летний итальянский архитектор и живописец, сын живописца и внук живописца Джакомо Кваренги, почётный вольный общник Императорской Академии художеств. Первые годы он посвятил глубокому изучению русского зодчества, освоению его основных приёмов. Во многом благодаря этому искусство Кваренги органично вписалось в русскую культуру. Большинство его проектов предназначалось для Петербурга и его окрестностей. Немало делал архитектор и в Москве, а также в городах и усадьбах России и Украины. Дж. Кваренги прожил в России 37 лет и оставил о себе добрую память, достаточно упомянуть Александровский дворец в Царском Селе и Смольный институт в Санкт-Петербурге. (Смольный институт благородных девиц, открывшийся  5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением).

В мае 1780 года  Екатерина II официально жалует герб Санкт-Петербургу - в красном поле  два серебряных якоря, положенных крестом, и на них золотой скипетр.

Джакомо Кваренги

Джакомо Кваренги (1744-1817), считавший себя истинно русским архитектором, родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами. Образцами для Джакомо Кваренги стали достопримечательности многих итальянских городов – Рима, Флоренции, Вероны, Венеции. Они не только были насыщены древними памятниками, но и являлись настоящими центрами культуры эпохи Возрождения.

Смольный институт в Санкт-Петербурге

Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре. Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись. Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика.

Александровский дворец в Царском Селе

Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Созданные им для загородной резиденции в Царском Селе – четыре церкви и многочисленные культовые постройки – полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора». Им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции. Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814,) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

2 марта 1817 года  Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге, его могила долгое время считалась утерянной, только в 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги,  после чего его прах был  перезахоронен в Александро-Невской лавре.