1773-1784 Учёба, воспитание, формирование личности

Исторические события и процессы Российской империи

Наука

1782-1785

Заимствование Екатериной II австрийского опыта системы образования для российской земли и приглашение для этого Федора Ивановича Янковича де Мириево. Создание в России специальной Комиссии об учреждении народных училищ, возглавлял ее будущий министр народного просвещения фаворит Екатерины II Петр Завадовский.

Весь начальный период школьного образования в России связан с иностранным именем – Федор Иванович Янкович де Мириево (1741–1814). Об этом сербе, живущем в Австрии и владеющем русским языком, императрица Екатерина II узнала в 1780 году в Могилеве от австрийского императора Иосифа II, который хвалился перед ней австрийской образовательной реформой.

Екатерине рассказы понравились, и она решила позаимствовать австрийский опыт и привить его на российской земле. Лучшего руководителя для такого проекта, чем русскоязычный и православный Янкович де Мириево, сложно было представить. По приглашению императрицы он переехал в Россию в 1782 году – к тому времени в Петербурге уже действовали несколько городских школ, но настоящей системы в их работе не было. Янкович де Мириево стал настоящей находкой для Екатерины II.

Янкович де Мириево

Сразу по его приезду Янковича Екатерина издала указ об учреждении Комиссии народных училищ. Возглавлял ее будущий министр народного просвещения, фаворит царицы Петр Завадовский (1739 – 1812) ,  Янкович же состоял сотрудником-экспертом. Однако основную работу проделал именно он: составлял планы, создавал учительскую семинарию (будущий педагогический институт), переводил на русский язык учебные пособия. Комиссия ему в этом любезно «не мешала».

В течение трех лет Янкович оставался директором народных училищ Санкт-Петербургской губернии и в этой должности успел создать систему подготовки педагогов и запретить в главном народном училище телесные наказания. Позже Янкович вошел в состав комиссии об училищах при министерстве народного просвещения, однако уже через два года навсегда оставил службу из-за чрезмерного утомления.

Завадовский Петр Васильевич

Внедряя в России австрийскую систему, Янкович де Мириево предложил разделить народные школы на три вида: малые (два класса), средние (три класса) и главные (четыре класса). В малой школе детей учили чтению, письму, основам грамматики и арифметики, священной истории и катехизису. В средней школе дополнительно изучали Евангелие, пространный катехизис, правописание, всеобщую историю и русскую географию. В главной школе к этому прибавлялся четвертый, в котором преподавали всеобщую и русскую географию, подробную всеобщую и русскую историю, математическую географию, русскую грамматику с упражнениями, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование. В главные школы принимали детей всех сословий, за исключением крепостных.

Также Федор Янкович де Мириево разработал положение для частных пансионов и школ, уравненных с народными, оно гласило, что обстановка в учебных заведениях должна быть спокойной и дружелюбной: «Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола».