1773-1784 Учёба, воспитание, формирование личности

Исторические события и процессы Российской империи

Наука

1781

Издание указа Екатерины II о создании шести "народных училищ" - первых школ Петербурга, в том числе учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе. Год спустя система народного образования получила развитие по всей России.

В феврале  1781 года издается указ Екатерины II о создании шести "народных училищ" - первых школ Петербурга, в том числе  учебное заведение при Исаакиевском соборе, положившее начало целой сети школ, развитие которых было законодательно закреплено в указе. Год спустя  система получила развитие по всей России.

В 1782 году была создана комиссия по сочинению устава о народных училищах и составлению учебников для них – как переводных, так и отечественных.

Устав рекомендовал устроить главные народные училища (по одному в губернском городе) и малые народные (как в уездных, так и в губернских городах).

Сельская школа

В 1783 году была открыта учительская семинария, предтеча педагогических училищ. Было опубликовано «Руководство учителям первых и вторых классов». В этом документе уже были нововведения: разный подход к ученикам, в зависимости от их способностей и характера, учитель должен был быть терпелив, снисходителен. И, конечно, никаких розг, ремней, никаких «дранье за волосы, ставление на колени и дранье за уши». «Также вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам и почитать правительства своего отечества как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли». Срок обучения в главных училищах – четыре года, в малых – два года. На учебу принимали детей из всех сословий, учиться могли даже дети крепостных.

«Устный счет», Н.Богданов-Бельский

Первые два года детей учили закону Божию, чтению, письму и рисованию, на третий и четвертый год ученикам давали основы геометрии, механики, физики, естественной истории, также дети изучали всеобщую историю, географию и латынь. Во всех классах изучался трактат «О должности человека и гражданина», то есть в ребят «вперяли» любовь к отечеству и пытались «повадить» их почтению к правительству и матушке-государыне. Продумано было также и внеклассное чтение, это был набор нравоучительных историй, где искоренялись пороки, добро торжествовало над злом, во главе угла стояло милосердие. В букваре даже существовало такое понятие, как учтивость – «это добродетель, которая состоит в знании жить честным и благопристойным образом…» Учили и правилам поведения: не чесать головы, «чихать с тихостью», не харкать и т. д.

«У дверей школы», картина Богданова-Бельского