Разделы
1773-1784 Учёба, воспитание, формирование личности
Культура
1773-1794
Деятельность в Речи Посполитой Образовательной народной комиссии, усилиями которой на землях Беларуси открыто 20 окружных и подокружных школ.
Деятельность Эдукационной (от лат. educatio - воспитание) комиссии проходила в сложных условиях, комиссия реформировала систему начального, среднего и высшего образования, придала ей светский характер, утвердила преподавание на польском языке. Первоначальный состав комиссии включал восемь человек — четыре сенатора и четыре депутата, представлявшие Королевство Польское и Великое княжество Литовское. Первым председателем был епископ виленский Игнацы Якуб Масальский, который в этой должности допустил злоупотребления и был отстранён. С 1776 года председателем стал Михал Ежи Понятовский (1736-1794). В комиссию входило 12 членов, называвшихся комиссарами. Они избирались на шесть лет и каждые два года отчитывались сейму. В деятельности Эдукационной комиссии участвовали выдающиеся деятели польского просвещения — Гуго Коллонтай (1750—1812), Тадеуш Чацкий, Адам Казимир Чарторыйский (1734 – 1823) и другие.
Ранее практически все школы находились в руках монашеских орденов, основным контингентом которых являлись дети шляхты.
Школы для низших сословий практически везде отсутствовали, была предпринята попытка отделить школу от церкви – общее управление образованием изымалось из рук духовенства, а преподавание теологии в школах запрещалось.
Содержание школьного образования пересматривалось в сторону увеличения часов на преподавание математики, предметов естественного цикла (знания по природоведению, элементы знаний из биологии и химии, астрономии, физики), математики. Подчеркивалась важность физического воспитания. В то же время вопрос о женском образовании и образовании на родном языке для представителей белорусского и украинского крестьянского сословия не рассматривался.
Территория Речи Посполитой была разделена на десять учебных округов - Польскую и Литовскую учебные провинции. В Литовскую провинцию входило четыре округа, охватывавших часть Белоруссии, остававшуюся в составе Речи Посполитой после первого раздела (1772). Управляло образованием в ряде округов высшая школа, названная главной; в Литве такой школой стала Главная школа Великого княжества Литовского, в Польше - Ягеллонский университет. Комиссия организовала подготовку педагогов, издание новых учебников.
Город Полоцк к тому времени имел значительный интеллектуальный потенциал, что не могло не сказаться на качестве иезуитского образования. В 1783 г. в коллегиуме уже изучали французский и немецкий языки. Полоцк в то время был единственным местом на территории Беларуси, где велась подготовка будущих архитекторов.
Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и Поставах. Это были первые в истории Речи Посполитой профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертежников. В них обучались преимущественно дети крепостных крестьян.
За 20 лет своей деятельности комиссия открыла только двадцать школ. Против новой системы просвещения выступило католическое духовенство и консервативная часть помещиков. Οʜᴎ сорвали планы комиссии по открытию приходских школ для крестьян. Не был также реализован принцип бессословности образования. Наконец, разгоревшаяся междоусобица и политическая нестабильность, которые в конечном итоге привели к ликвидации независимости польского государства, не дали возможности реализовать задуманную реформу. Тем не менее, деятельность Эдукационной комиссии сыграла важную роль в развитии образования и науки в Литве и Польше, в развитии польской национальной культуры.