1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Исторические события и процессы Российской империи

Культура

1822-1833

Музыкальное творчество русских композиторов в первой половине 19-го века. Создание и первое исполнение в России Гимна Российской империи «Боже, Царя храни».

Музыкальные достижения первой половины XIX века в России были подготовлены предшествующим периодом, но было много совершенно нового, вызванного изменениями в самой жизни Европы и России после завершения войны с Наполеоном. Экономическое и политическое развитие ряда европейских стран было затруднено агрессивной политикой Наполеона I, ставшего императором Франции после поражения французской революции конца XVIII века. Военный поход на Россию окончился для Наполеона поражением. В Отечественной войне 1812 года на защиту Родины встал весь русский народ. Эти события породили большой подъем в обществе, вызвали проявление горячего патриотизма народа, рост его гражданского, самосознания. В то же время победа над Наполеоном заставила по-новому взглянуть на положение народных масс. Растет народное недовольство, усиливаются крестьянские волнения, возникают оппозиционные настроения среди лучших представителей дворянства, которые понимают страшное противоречие между могучей героической силой народа и его бесправным, угнетенным положением в стране. Именно эти события дали сильнейший толчок декабристскому движению, которое было жестоко подавлено в 1825 году.

Русские композиторы начала XIX века много работают в области театральных жанров. К ранним театральным жанрам принадлежат сказочные оперы «Князь-невидимка» и «Илья-богатырь», патриотическая опера «Иван Сусанин» Кавоса, музыка Козловского к трагедиям В.А. Озерова «Эдип в Афинах и «Фингал», «Дебора» Шаховского, оратория С.А. Дегтярева «Минин и Пожарский» или «Освобождение Москвы».

Свой вклад в развитие русского музыкального искусства внесли композиторы А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев. Верстовский вошел в историю музыки как театральный композитор, автор романтических опер. Именно Верстовский возродил русскую оперу. В течение 10 лет не было создано ни одного значительного произведения в этом жанре. В своей лучшей опере «Аскольдова могила» он внес новые темы, образы и средства музыкально-драматической выразительности. В период 20-х годов начинает свой творческий путь М.И. Глинка. Рассматриваемый период можно назвать глинкинским. Могучая творческая личность Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собою почти все созданное предшественниками. Создатель русской классической оперы и классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма. Главные качества, которые возвышают его среди других композиторов это - широта взгляда на мир, глубокая связь со своим временем и жизнью своего народа.

К.А. Кавос, О.А. Козловский,̆ А.А. Шаховский, С.А. Дегтярева
А.Н. Верстовский, А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев

Впервые о создании собственного гимна в России задумались в конце XVIII века, после триумфа в двух русско-турецких войнах. В 1791 году известный поэт Г.Р. Державин написал слова к песне «Гром победы, раздавайся!», посвященной взятию Измаила армией А.В. Суворова. Победная песня стала необыкновенно популярной и превратилась в неофициальный гимн Российской империи. Но, несмотря на то, что она одинаково нравилась как простому народу, так и ближайшим соратникам Екатерины Великой (впервые «Гром победы, раздавайся!» исполнили в Таврическом дворце, принадлежавшем Григорию Потемкину), формального решения о ее новом статусе принято не было.

Вновь к необходимости сочинить государственный гимн вернулись по завершении Отечественной войны 1812 года

В 1815 году Василий Жуковский написал и опубликовал в журнале «Сын Отечества» стихотворение под названием «Молитва русских», посвященное Александру I, которое начиналось со слов: «Боже, Царя храни!». И именно это произведение, положенное на музыку английского гимна (God Save the King), использовали в качестве российского гимна с 1816 по 1833 год — целых 17 лет. Это произошло после заключения  1815 году «Четверного союза» — России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Было предложено ввести единый гимн для участниц союза. В качестве музыки был выбран один из старейших гимнов Европы — God Save the King.

Однако Николая I раздражало, что российский гимн пелся на британскую мелодию, и он решил положить этому конец. Создать новый гимн, было поручено талантливому композитору и скрипачу из окружения Николая I — Алексею Львову.

Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, А.Ф. Львов

Львов вспоминал, что задача показалась ему очень трудной: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа — от ученого до невежды». Такие условия пугали Львова, позже он говорил, что проходили дни, а он ничего не мог написать, как вдруг в один вечер, вернувшись, домой поздно, он сел к столу, и в несколько минут гимн был написан. Затем Львов обратился к Жуковскому с просьбой написать слова к уже готовой музыке. Жуковский предоставил практически уже имеющиеся слова, «подогнав» их под мелодию. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам;

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Несмотря на лаконичность, песня звучала мощно и торжественно. Впервые она была исполнена двумя военными оркестрами и придворными певчими специально для императора.

Титульный лист юбилейного издания гимна

Мелодия настолько понравилась Николаю I, что он прослушал ее несколько раз подряд и пожелал как можно скорее познакомить с национальным гимном широкую публику. 18 декабря «Русская народная песня» (так ее назвали в афише) прозвучала со сцены Большого театра. Сначала слова гимна исполнил один из актеров, а затем повторил целый хор. Все присутствующие слушали песню стоя, после чего раздались возгласы «Ура!». На следующий день московские газеты пестрели восторженными отзывами. Официальное утверждение национального гимна «Боже, Царя храни!» состоялось после 25 декабря, когда помимо Рождества в России праздновали годовщину изгнания наполеоновских войск.

В качестве награды за творчество композитор Львов получил табакерку с бриллиантами и был зачислен флигель-адъютантом в корпус кавалергардов. Труды А.Ф. Львова и В.А. Жуковского увенчались успехом, а гимн, как и предрекал поэт незадолго до своей смерти, на долгие годы пережил своих создателей. На сегодняшний день «Боже, Царя храни!» является самым долгоживущим национальным гимном России. Торжественная песня исполнялась на протяжении восьмидесяти лет, вплоть до Февральской революции, когда после отречения Николая II от престола ее текст перестал звучать актуально.

В 1834 году состоялось открытие на Дворцовой площади Александрийской колонны, и русский гимн впервые прозвучал в официальной обстановке во время парада. С тех пор он подлежал исполнению на всех торжествах, утренних и вечерних молитвах армии и во время принятия присяги.