1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Исторические события и процессы Российской империи

Культура

1822-1833

Вышел 13-й номер «Литературной газеты» — последний, который редактировал А. С. Пушкин. Опубликовано впервые полное издание романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в типографии департамента народного просвещения в Санкт-Петербурге.

В мае 1820 года А.С.Пушкин был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др. 17 декабря 1825 г Пушкин узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв». В 1828 г. он самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии». В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин». Летом 1831 г. Пушкин вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Он начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

В 1830 году вышло в свет полное издание романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Работать над ним поэт начал 9 мая 1823 года, а последнюю точку поставил в сентябре 1830 года в Болдино. Посчитав свой труд законченным, Пушкин сам произвел подсчет времени, потраченного на написание романа, — 7 лет 4 месяца 17 дней. Пятитысячный тираж первого издания разошелся в одну неделю, что по тем временам было сенсацией.

Первые главы, вышедшие много раньше полного издания, читатели встречали восторженно: «4-я и 5-я песни Онегина составляют в Москве общий предмет разговоров, — женщины, девушки, литераторы, и светские люди, встретившись, начинают друг друга спрашивать: читали ли вы «Онегина», как вам нравятся новые песни, какова Таня, какова Ольга, каков Ленский и т.д.», — сообщал «Московский вестник» (№ 4, 1828 год). В журнале «Сын Отечества» (№ 7, 1828 год) современник Пушкина так отзывался о романе: поэт «попеременно играет то умом, то чувством, то воображением, попеременно весел и задумчив, легкомыслен и глубок, насмешлив и чувствителен, едок и добродушен — он не дает дремать ни одной из душевных наших способностей, и, не занимая каждой из них надолго, ни одной не утомляет».

Или же: «Его читают во всех закоулках русской империи, во всех слоях русского общества. Всякий помнит наизусть несколько куплетов. Многие мысли поэта вошли в пословицу», — писали в «Библиотеке для чтения» (т. 39, 1940 год). Для многих роман, с легкой руки Белинского, стал «энциклопедией русской жизни», «самым любимым дитем» фантазии поэта, произведением, в котором воссоздана «верная картина русского общества в известную эпоху», то есть в 20-е годы XIX века. По мнению критика, «Евгений Онегин» стал первым национально-художественным произведением: в нем представлена «нравственная физиономия наиболее оевропеившегося в России сословия», к которому, собственно, принадлежал и сам поэт.

Но были и другие отзывы. Из писем Е.А. Баратынского к И.В. Киреевскому: «Если бы все, что есть в Онегине, было собственностью Пушкина……Но форма принадлежит Байрону, тон — тоже. Множество поэтических подробностей заимствовано у того и у другого. Пушкину принадлежат в «Онегине» характеры его героев и местные описания России.

Характеры его бледны. Онегин развит не глубоко. Татьяна не имеет особенности. Ленский — ничтожен. Местные описания прекрасны, но только там, где чистая пластика. Нет ничего такого, что бы решительно характеризовало наш русский быт. Вообще это произведение носит на себе печать первого опыта, хотя опыта человека с большим дарованием. Оно блестяще, но почти все ученическое, потому что почти все подражательное…… Вот тебе теперешнее мое мнение об «Онегине». Поверяю его тебе за тайну и надеюсь, что она останется между нами, ибо мне весьма не кстати строго критиковать Пушкина». Известно также, что самому Пушкину Баратынский писал совершенно противоположное: он всячески расхваливал его дарование, сравнивая творческую деятельность поэта с деятельностью Петра I.

Другой критик, Н.И. Надеждин, выступил в 1830 году в «Вестнике Европы», говоря, что в романе нет целостности, что он представляет собой обыкновенную поэтическую болтовню обо всем на свете, что в конце произведения нет ни свадьбы, ни похорон. В качестве аргумента Надеждин привел цитаты самого Пушкина: «…И даль свободного романа // Я сквозь магический кристалл // Еще не ясно различал//…»

Первая страница

В Петербурге вокруг авторов альманаха «Северные цветы» (Дельвига и Сомова) сплотился кружек поэтов, близких к идеям декабристов. Среди них был и Пушкин. В этом кружке зародилась мысль создать новое издание, в котором литература рассматривала бы социальные аспекты времени, использовала публицистику и критику. Инициатива принадлежала Пушкину, её тут же поддержали все остальные.

Так в 1830 году зародилась «Литературная газета». Хотя политический раздел в ней был запрещён Цензурным комитетом, всё издание с первого же выпуска носило оппозиционный характер. Газета сразу вступила в литературную борьбу с консервативными изданиями — «Северной пчелой» Булгарина, «Московским вестником» Погодина, «Московским телеграфом» Полевого.

Редакция газеты состояла из пяти отделов: проза, стихотворения, библиография русская и иностранная, учёные известия, смесь.

Официальный редактор издания Антон Дельвиг подготовил первые два номера и выехал временно из Петербурга, а работу поручил Пушкину. Тот и стал фактическим редактором первых тринадцати номеров.

Титульный лист