1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Исторические события и процессы в Западной Европе

Культура

1826

Первый и единственный публичный концерт австрийского композитора Франца Шуберт, который прожив всего 31 год, оставил после себя яркий след в искусстве.

Биография Франца Шуберта – одна из самых непродолжительных в мировой музыкальной культуре. Прожив всего 31 год, он оставил после себя яркий след, подобный тому, что остается после кометы. Рожденный стать еще одним венским классиком, Шуберт, в силу перенесенных страданий и лишений, привнес в музыку глубокие личные переживания. Так зарождался романтизм, на смену строгим классическим правилам, признающим лишь образцовую сдержанность и симметрию, пришли протестные, взрывные ритмы, выразительные, полные подлинных чувств мелодии.

Он родился в 1797 году в бедной семье школьного учителя. Судьба его была заранее предопределена – продолжить отцовское ремесло, ни слава, ни успех здесь не предполагались. Однако в раннем возрасте у него проявились высокие способности к музыке. Он обучался в приходской школе, порядок в учебном заведении был схож с армейским.

Франц Шуберт (1797- 1828)

Позднее Франц с ужасом вспоминал проведенные там годы,  хотя и обращался к духовному жанру в своем творчестве. Знаменитая «Ave Maria», без которой не обходится ни одно рождество, и которую чаще всего связывают с прекрасным образом Девы Марии, на самом деле задумывалась Шубертом как романтическая баллада на стихи Вальтера Скотта.

Он был очень талантливым учеником, учителя от него отказывались со словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего». Из биографии Шуберта мы узнаём, что его первые композиторские опыты начались в возрасте 13 лет, а с 15 с ним стал заниматься сам маэстро, итальянский композитор, Антонио Сальери.

Франц сочинял в свободное время, много музицировал в узком кругу друзей. И однажды решил оставить постоянную работу и посвятить себя музыке. Это был серьезный шаг – отказаться до гарантированного, пусть и скромного, дохода и обречь себя на голод.

Антонио Сальери (1750—1825)

С этим же моментом совпала первая влюбленность. Чувство было ответным – юная Тереза Гроб явно ожидала предложения руки и сердца, но его так и не последовало. Доходов Франца не хватало на его собственное существование, не говоря уже о содержании семьи. Он так и остался одиноким, его музыкальная карьера так и не получила развития.

Шуберт не обладал яркими исполнительскими навыками, в должности капельмейстера в Лайбахе, на которую он рассчитывал, ему отказали, а иных сколько-нибудь серьезных предложений он так и не получил. Вся его музыка  очень камерная, даже интимная в каком-то смысле,  наполнена бесконечной искренностью чувств. Глубокие переживания своего земного одиночества, лишений, горечь поражений наполняли его мысли ежедневно,  и, не находя иного выхода, выливались в творчестве.

Шуберт постоянно забывал о собственных произведениях. Так, он мог часами импровизировать, создавая истинные шедевры. Когда Францу приносили ноты его сочинений, он всегда говорил одно и тоже: «Какая чудесная вещь! А кто автор?» Друзья Шуберта откровенно считали, что крупная форма не дается ему в сочинении. Они нередко смеялись над Францем за его попытки создать полный симфонический цикл.

«Неоконченная симфония» написана осенью 1822 года, но так и не была закончена - одно из самых знаменитых произведений Шуберта не получило признания при его жизни. В «Неоконченной» симфонии, как и в других произведениях, Франц Шуберт поставил в центр жизнь чувства простого человека; высокая степень художественного обобщения сделала его творчество выражением духа эпохи. Удивительное послевкусие оставляет музыка, и в ней есть загадка, ведь она совсем не вписывалась в стандарты своего времени.

Обложка партитуры симфонии Ф.Шуберта

Когда в 1865 году  австрийский дирижер Иоганн Хербек искал интересные сочинения для концерта, посвященного венской музыке прошлого, была найдена неизвестная до сих пор партитура симфонии Шуберта. В декабре она впервые была исполнена, то есть через 43 года после создания, и имела оглушительный успех у публики. Через год симфония была напечатана и стала исполняться по всему миру. Так к Францу Шуберту пришла слава гения.   

В 1828 году осенью Шуберт заболел брюшным тифом и в ноябре скончался. В отличие от Моцарта, Шуберта похоронили в отдельной могиле. Заплатить за столь пышные похороны пришлось деньгами от продажи его рояля, купленного после единственного большого концерта.

Признание к нему пришло посмертно, причем через несколько десятков лет. Дело в том, что основная часть нот его сочинений хранилась у друзей, родственников, пылилась в каких-то шкафах за ненадобностью. Известный своей забывчивостью Шуберт никогда не вел каталога своих произведений (как Моцарт), не пытался их как-то систематизировать или хотя бы держать в одном месте.

Иоганн Хербек (1831-1877)