1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Исторические события и процессы в Западной Европе

Культура

1824-1825

Первые успешные выступления 12-летнего Ференца Листа с концертом в Париже. Премьера в Париже одноактной оперы Листа, которому ещё не исполнилось 14 лет, «Дон Санчо, или Замок любви».

Ференц Лист был единственным сыном в семье смотрителя за овечьим стадом, служившего в поместье венгерского князя. Ференц в 8 лет уже начал давать концерты в домах знатных вельмож. В 1821 году Ференц с  матерью  переехали  в Вену, где его взялись бесплатно обучать знаменитые композиторы австрийский Карл Черни и итальянский Антонио Сальери. А после одного из выступлений мальчика поцеловал сам Бетховен. Лист помнил об этом всю свою жизнь.

Лист, которому еще не исполнилось и 13 лет, покорил французскую публику первым же своим выступлением в Париже 7 марта 1824 года. Дирижер, знаменитый композитор Джоакино Россини, был настолько впечатлен игрой маленького пианиста-виртуоза, что забывал давать указания своим музыкантам.

Ференц Лист (1811-1886)

Все парижские газеты на следующий день захлебывались от восторга: «Душа Моцарта переселилась в тело юного Листа. Он едва достает до педалей рояля, но он уже первый пианист Европы». В 14 лет Ференц уже написал оперу (кстати, единственную в его творческом наследии), она имела успех и была тут же поставлена.

Главный девиз, которому Лист следовал на протяжении всей своей жизни, был: «Либо хорошо, либо никак».

Он стал не просто исполнителем и композитором, но и дирижером, педагогом, публицистом. Руки Ференца были словно созданы для фортепиано — его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы. Это и послужило виртуозной игре пианиста и стало эталоном в мире фортепианной музыки. Манера выступления маэстро была уникальной - он любил играть на сцене на нескольких инструментах, переходя к ним по очереди во время концерта. Играл так эмоционально, что не каждый инструмент мог это выдержать. Во время турне гениальный музыкант оставлял за собой по всей Европе пианино с порванными струнами и сломанными молоточками. К удивлению публики он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление, будто выступает целый оркестр.

Поклонниками таланта пианиста были многие известные люди того времени. Когда музицировал Ференц, возле рояля любила сидеть знаменитая писательница Жорж Санд. Как-то она даже повздорила из-за него с графиней Мари д’Агу, с которой композитор тогда жил в гражданском браке.

Мари д’Агу оставила ради Листа мужа и не собиралась уступать его никому, но через пару лет они расстались, тогда Ференц радостно воскликнул: «Каторжник любви наконец-то свободен!».

В 1847 году знаменитый музыкант прибыл на гастроли в Киев. Он давал благотворительный концерт помощи детям-сиротам, и одна дама заплатила 100 рублей за билет стоимостью 1 рубль. Это была княгиня Каролина Витгенштейн. Когда маэстро представили эту женщину, она показалась ему воплощением идеала. Лист вернулся на родину, но долго не мог пережить разлуки с очаровательной княгиней и поехал в ее подольское имение. Там он создал пьесу «Украинская баллада», в произведении «Жалоба» использовал тему песни «Biють вiтри». Композитор хотел жениться на Каролине, но она была замужем. Развод оказался невозможен, поэтому у влюбленной княгини не было другого выхода, кроме как бежать в Европу.

Вместе с 11-летней дочерью княгиня навсегда покинула родину, где за дерзкий поступок ее лишили титула и имущественных прав.

Княгиня Каролина Витгенштейн (1819-1887)

Пока длился их роман, Лист создал множество прекрасных произведений, одним из самых известных стали «Грезы любви» — посвящение любимой женщине.  Пара долго не оставляла попыток обвенчаться, обращались даже к Папе Римскому, но натыкались на непробиваемую стену. Когда в венчании понтифик отказал, Каролина посчитала, что их отношениям противится сам Господь. Набожная княгиня погрузилась в религиозные искания, а в 1865 году и Лист постригся в монахи, стал аббатом. Он сочинял только духовную музыку.

На одном из фестивалей в 1886 году музыкант сильно простудился, у него началось воспаление легких. 31 июля этого же года величайший пианист XIX века умер. Его виртуозная игра на рояле остается ориентиром и для современных пианистов.