1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Биография

1828

Издание многолетнего труда «Письма о музыке». Два первых письма содержат автобиографические заметки Огинского о своем творческом пути, дополняющие его «Мемуары». В третьем письме говорится о происхождении музыки, четвертое письмо посвящёно западноевропейской опере, ее создателям и исполнителям. В пятом письме Огинский рассказывает об эволюции клавишных инструментов.

Для справки

Отрывки из «Писем о музыке» в русском переводе можно найти в первом томе Истории польской музыкальной культуры И. Ф  Бэлза  (М., 1954).

Польский перевод «Писем о музыке» под редакцией и со вступительной статьей Тадеуша Струмилло опубликован Польским музыкальным издательством в 1956 году.

Большой исследовательский труд представлен в  книге Светланы Немогай "Міхал Клеафас Агінскі: Лісты аб музыцы. Карэспандэнцыя".

«История польской музыкальной культуры. Том первый (сборник)»

Ян Кохано́вский (1530, Сыцин близ Радома, Королевство Польское —1584, Люблин, Речь Посполитая) — польский поэт эпохи Возрождения, первый великий национальный поэт. Происходит из шляхетской семьи; отец Пётр Кохановский был судьёй в Сандомеже. С 1544 учился в Краковской академии, затем Кёнигсбергском (1551—1552) и Падуанском университетах.

В Италии писал небольшие произведения на латыни. В 1555—1556 жил в Кёнигсберге, в 1556—1559 совершил ещё две поездки в Италию. Через Францию и Германию вернулся в Польшу. Жил при дворах вельмож. При содействии канцлера Петра Мышковского был приближен ко двору короля Сигизмунда II Августа и в 1564 был назначен королевским секретарём. После смерти Сигизмунда II Августа был сторонником Генриха Валуа и после его бегства из Польши удалился от двора

Ян Кохановский

В 1574 обосновался в унаследованном от отца имении Чарноляс, где вёл жизнь помещика. Умер в Люблине, похоронен в Зволене (город неподалёку от Чарноляса). В деревне, где провёл последние десять лет жизни Кохановский, действует Музей Яна Кохановского.

Ранние произведения (элегии и эпиграммы), собранные и опубликованные в конце жизни в томах «Lyricorum libellus» (1580) и «Elegiarum libri III», писал на латинском языке. К латыни обращался и позднее, когда писал оды и другие стихотворные произведения «на случай».

Большую роль в утверждении родного языка в польской поэзии сыграли его разнообразные в жанровом отношении произведения на польском языке. К ним относятся поэмы «Zgoda» («Согласие», написана в 1562—1563, издана в 1564), «Satyr albo Dziki mąż» («Сатир», 1564), «Proporzec albo Hołd pruski» («Знамя», 1569 издана в 1587) и другие. Для развития литературного языка и стихотворной техники большое значение имели переложения псалмов Давида («Psałterz Dawidów», 1578).

На смерть дочери написал «Treny» («Трены», издана 1580) — циклическая поэма, состоящая из девятнадцати надгробных плачей. Короткие стихотворения, большей частью шутливого, иногда фривольного и морализаторско-философского содержания, вошли в собрание «Fraszki» («Фрашки», кн. 1-3, изданы 1584). Писавшиеся после 1570 лирические стихотворения вошли в посмертно вышедший сборник «Pieśni Jana Kochanowskiego. Księgi dwoje» «Песни» (кн. 1—2, изданы 1585—1586).

Часть включена в раздел «Pieśni kilka» в томе «Fragmenta albo Pozostałe pisma» (1590). Автор героикомической поэмы «Szachy» («Шахматы», издана 1564 или 1565), трагедии «Odprawa posłów greckich» («Прием греческих послов», 1578).

Матей Казимир Сарбевский (24 февраля 1595, Сарбев, под Плоньском, Польша — 1640, Варшава) — литовско-польский латиноязычный поэт и теоретик литературы. Учился в школе иезуитов в Пултуске, в 1612 году вступил в новициат в Вильне и стал иезуитским монахом. В 1617—1619 годах преподавал поэтику в иезуитской коллегии в Крожах (ныне Кражяй в Литве); в 1617—1620 годах — преподаватель Полоцкой иезуитской академии.

В 1620—1622 годах обучался на теологическом отделении в Виленской иезуитской академии (Almae Academia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu). Для продолжения образования был послан в Рим. По возвращении преподавал в Виленской иезуитской академии философию и теологию (1627—1635). В 1635 году по приглашению польского короля Владислава IV Вазы переехал в Варшаву и стал его придворным проповедником (1635—1640).

Матей Казимир Сарбевский

Писал на латинском языке. Сочинять стихотворные тексты начал в Крожах. Выпустил издания, прославляющие вельмож Великого княжества Литовского (Кишки, Ходкевичи, Сапеги) лат. Gratulatio Stanislao Kiszka, episcopo Samogitiae… (1618), Obsequium gratitudinis… Joanni Carolo Chodkiewicz… (1619), Hymenodora… Joanni Stanislao Sapieha… et Annae Chodkieviciae… (1620), в которых стремился поразить эрудицией, изощрёнными аллюзиями и обилием имён, почерпнутых из античной мифологии. Методично латинизировал местные названия (Kražiai — Crosi, Crosos; Kražantė — Crosenta) и реалии.

В Риме создал сборник поэзии Lyricorum libri tres («Три книги лирических стихотворений», 1625), своеобразно подражая Горацию и сочетая мотивы горацианской поэзии с библейскими сюжетами. Будучи придворным проповедником Владислава IV Вазы, стихам мог уделять меньше времени, которое уходило на проповеди и сопровождение короля в поездках и охотах. По мотивам поездок написал небольшое произведение Silvi ludia («Лесные забавы»; напечатана в 1757 году), по-видимому, предназначавшееся для придворной сцены.

При жизни считался наиболее выдающимся латиноязычным поэтом Европы. Папа римский Урбан VIII увенчал его лавровым венком. При жизни Сарбевия вышло пять основных изданий его поэзии (Кёльн, 1625; Вильно, 1628; Антверпен, 1630; Антверпен, 1632 с титульным листом работы Рубенса; Антверпен, 1643). После смерти поэта до конца XVIII века эти издания повторно выходили более чем 50 раз. Именем Сарбевия назван двор в ансамбле Вильнюсского университета. Над воротами его установлена мраморная плита в память заслуг поэта с текстом на латинском языке.