1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Биография

1828

Издание многолетнего труда «Письма о музыке». Два первых письма содержат автобиографические заметки Огинского о своем творческом пути, дополняющие его «Мемуары». В третьем письме говорится о происхождении музыки, четвертое письмо посвящёно западноевропейской опере, ее создателям и исполнителям. В пятом письме Огинский рассказывает об эволюции клавишных инструментов.

Анджей Залуский

«Время и музыка Михала Клеофаса Огинского»

«Затем были написаны знаменитые «Письма о музыке» (май - август 1828 г.), на титульном листе которых была сделана надпись: «Флоренция, 25 сентября 1828, день, когда мне исполнилось 63 года». Впервые опубликованы в 1956 (!!!) году в Кракове».».

Бэлза И. Ф.

«Михал Клеофас Огинский»

«Огиньский заканчивает в 1828 году свои «Lettres sur la musique adressées par Mr le comt Michel Ogiński à un de ses amis de Florence» («Письма о музыке, посланные графом Михалом Огиньским одному из своих флорентийских друзей»). Надо полагать, что упоминание об «одном из флорентийских друзей» является попросту литературным приемом, характерным для широко распространенного тогда эпистолярного жанра.

Всего нам известно четыре рукописных экземпляра (ни один из них не является автографом) этого сочинения: два экземпляра сохранились в архиве композитора, один — в Ягеллонской библиотеке в Кракове (рукопись № 6731, изготовленная для дочери Амелии, судя по ее надписи, датированной 25 сентября 1828 год а — «когда мне исполнилось 63 года») и еще один —  также в Кракове, в частном собрании.  Возможно, что существуют и другие экземпляры «Писем о музыке», из бумаг, сохранившихся в архиве композитора, явствует, что он посылал в Париж некоторые заметки о польских музыкантах, в частности о Козловском».

Рукопись «Lettres sur la musique adressées par Mr le comt Michel Ogiński à un de ses amis de Florence» («Письма о музыке, посланные графом Михалом Огиньским одному из своих флорентийских друзей»)

«Два первых «Письма о музыке» (они датированы 18 апреля и 15 мая 1828 года) содержат автобиографические заметки Огиньского о своем творческом пути, дополняющие его «Мемуары». В третьем «Письме о музыке», датированном 1 июня 1828 года, говорится о происхождении музыки (причем здесь цитируются Лукреций и Вергилий) и о национальных особенностях музыки разных народов. Вспоминая о своих встречах с султаном Селимом III. Четвертое весьма обширное «Письмо о музыке» (15 июля 1828 года) посвящено западноевропейской опере, ее создателям и исполнителям. В пятом «Письме о музыке инструментальной», Огиньский рассказывает об эволюции клавишных инструментов, о пианистах, скрипачах и виолончелистах, с которыми ему приходилось встречаться, а также о камерно-инструментальных ансамблях: «Сотни раз я играл квартеты Гайдна... всегда находил в них возвышенный творческий гений, глубокие музыкальные познания, новые и оригинальные мысли... Точно так же обстоит дело с сочинениями Моцарта, почти все квартеты и квинтеты которого запечатлелись в моей памяти, но, несмотря на это, участие в исполнении их всегда снова доставляет мне удовольствие».

Рукопись «Lettres sur la musique adressées par Mr le comt Michel Ogiński à un de ses amis de Florence» » («Письма о музыке, посланные графом Михалом Огиньским одному из своих флорентийских друзей»)

«В «Письмах о музыке» Огиньский указывает на влияние польских национальных танцев на творчество не только отечественных, но и зарубежных композиторов. Однако интересы композитора не ограничивались только музыкальным искусством. В обширном письме к Леонарду Ходзько, датированном 26 августа 1828 года, Огиньский пишет о красоте польского языка, о достижениях польской науки и литературы. Он упоминает о великом поэте Яне Кохановском (1530—1584), о Мацее Казимеже Сарбевском (1595—1640), прозванном «польским Горацием», и о других прославленных польских писателях. В письме к Ходзько Огиньский отмечает, что «роман Пушкина и большая часть других его произведений приводятся в иностранных журналах как заслуживающие подражания образцы литературы; и что многие другие русские известны в остальной части Европы как выдающиеся математики, как минералоги, как историки, труды которых переводятся, как географы и путешественники, которые делают полезные открытия во время своих кругосветных путешествий, — одним словом, как писатели и ученые во всех областях... ». И в других дошедших до нас документах можно встретить высказывания композитора, свидетельствующие о том внимании, с каким он изучал культуру польского, русского и других славянских народов, с гордостью отмечая ее выдающиеся достижения и мировое значение».