1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Биография

1824

Знакомство М.К. Огинского с Алиной Бертран - арфисткой, композитором, которое переросло в дружбу, плодом которой стал музыкальный шедевр Алины Бертран как композитора — «Фантазия на тему полонеза Огинского Фа-мажор».

Немагай С. М.

«Жыццё і творчасць
М. К. Агінскага ў каардынатах
яго часу і культурнага асяроддзя»

«В 1824 году Алину Бертран представил Огинскому основатель известной итальянской нотоиздательской фирмы Джованни Рикорди, и уже через год, как свидетельствуют письма, ее отношения с покровителем переросли из официальныx в дружеские. Молодую арфистку и графа разделяли 33 года разницы в возрасте, и сблизила их, несомненно, общая великая любовь к музыке.

Рациональная сторона личности Михала Клеофаса, особенно в молодые годы, была отдана политической и общественной деятельности, зато душевная, эмоциональная — творческому началу. Именно поэтому его особенно привлекали к себе личности неординарные, с богатым внутренним миром, и Алина Бертран, безусловно, была одной из них. Арфистка, композитор и, по всей вероятности, привлекательная женщина, Алина, общаясь с графом лично и в переписке, давала ему минуты вдохновения, радости, и возможно, напоминала ему о его бурной молодости, похожей на приключенческий роман. В свою очередь, Огинский стал для молодой артистки покровителем и старшим другом, который всегда поддерживал ее на славном, но тернистом пути «бродячего музыканта».

«Плодом этой замечательной дружбы стал музыкальный шедевр Алины Бертран как композитора — «Фантазия на тему полонеза Огинского Фа-мажор» (этот полонез был самым известным в то время произведением Огинского). Именно об этой «Фантазии» Миxал Клеофас вспоминает в своиx «Письмаx о музыке»: «В конце 1826 года во Флоренции я был приятно удивлен, услышав на публичном концерте в театре de la Pergola в исполнении госпожи Алины Бертран, знаменитой арфистки, связанной с французским двором, фантазию для арфы, написанную ею на тему полонеза Огинского и напечатанную сначала в Париже, а позже в Милане. Михал Клеофас как никто другой умел видеть и ценить «божественную искру» в музыкантах и потому еще в 1828 году предрекал Алине Бертран большое будущее: «Выдающийся талант, благодаря которому она приобрела уже значительную известность, позволяет надеяться, что в будущем она займет одно из первыx мест среди самыx знаменитыx арфисток».

Обложка фантазии для арфы Алины Бертран на темы Полонеза F-dur М.К. Огинского. Издание Дж.Рикорди, Милан, 1826