1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина

Исторические события и процессы в Западной Европе

Экономика

1823-1833

Экономическое развитие Европы: промышленная революция, аграрные реформы в сельском хозяйстве, крупные изменения на транспорте.

В начале 19-го века европейская экономика сделала громадный шаг вперед. Промышленная революция, которая еще в конце 18 века началась в Англии, охватила другие западные страны. Западная Европа вступила в «век пара и железа». Были созданы более мощные производительные силы, чем за всю предшествующую историю.

Капитализм одержал полную победу в промышленности и сельском хозяйстве.

Европа, индустриальный пейзаж, начало 19 века

Производство освободилось от средневековых стеснений, были ликвидированы феодальные повинности крестьян, построены заводы и фабрики, железные дороги и пароходы. Революцию в промышленности совершили, главным образом, преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами.  

Экономическая мощь государства измерялась количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла, количество технических изобретений росло невиданными прежде темпами.

«Война» рабочих с машинами.

Главной отраслью в промышленности было текстильное производство. С 1820 началось активное внедрение паровых машин. Не видя истинных причин своего бедственного положения, рабочие нередко изливали свой гнев на машины, введение которых грозило сокращением заработной платы для одних, увольнением с производства и безработицей — для других.

Для справки.

Заметным явлением сделались стачки. Они велись обычно против понижения заработной платы, против удлинения рабочего дня, против увольнений. Одной из самых крупных стачек этого периода была забастовка, вспыхнувшая в 1825 г. на прядильной мануфактуре в Гульме (близ Руана, Франция). Забастовка охватила соседние прядильни и приняла такой бурный характер, что в Гульм прибыл командующий войсками департамента в сопровождении батальона гвардии и местной жандармерии, дело дошло до вооруженного столкновения.

Но рост производства не был постоянным, он прерывался кризисами, которые  повторялись через каждые 8—12 лет. Производство товаров в масштабах государства не планировалось, и когда их становилось больше, чем можно было продать, внезапно и резко падали цены, закрывались предприятия и банки, сокращались производство и торговля. Впервые такой кризис перепроизводства поразил Англию в 1825 году. Всего в 19 веке в Англии произошло 9 экономических кризисов, во Франции и Германии — по 7.

Экономический кризис в Англии 1825 года

Негативным моментом, сдерживавшим рост французской экономики, было отсутствие значительного числа рабочих рук. После революции во Франции земля была передана в собственность крестьянам, которые не имели после этого стимулов для переезда в города и участия в промышленности.

В отличие от Англии, Франция не имела значительных запасов полезных ископаемых, и  больше чем Англия нуждалось в привозном сырье, это вело к отставанию в машиностроении, для которого требовался металл и уголь.

Женский труд на текстильной фабрике.

Промышленная революция в Англии завершилась в середине 19 века, во Франции, в Германии, Австрии — на 20-30 лет позже. По темпам экономического роста Франция отставала от Англии, но превосходила другие государства. Первые машины Франция закупала за границей, и только в 30-х годах было налажено производство собственных машин, после чего начался их экспорт.

Если технической стороной промышленной революции являлся переход от ручного мануфактурного производства к фабричному, то социальной - формирование двух новых общественных классов - промышленной буржуазии и наемных рабочих, или пролетариата. При феодализме они составляли вместе с крестьянством низшее сословие, теперь же превратились в два основных класса капиталистического общества, которые занимали различное общественное положение и имели разные интересы.

Крупные изменения произошли на транспорте. Быстроходные поезда пришли на смену медленным повозкам, парусные суда заменялись пароходами, строились каналы, улучшались дороги.

Сельское хозяйство пережило аграрную революцию. Возникло много фермерских хозяйств, работавших на рынок и использовавших наемный труд. Совершенствовалась и создавалась новая сельскохозяйственная техника (плуги, сеялки, жатки). Почва лучше обрабатывалась и удобрялась, урожайность зерновых культур значительно повысилась.

Французское правительство покровительствовало крупным производителям протекционистскими пошлинами, поэтому доля сельского хозяйства в общем производстве падала, а доля промышленности возрастала.