Разделы
1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина
1822
Написание М.К.Огинским письма - наставления сыну Иренею, когда тот собирался уезжать на учебу. В письме Огинский изложил свой жизненный опыт, мировоззрение и морально-нравственные принципы, которыми он руководствовался сам и которые завещал сыну – христианскую мораль, уважение к родителям, трудолюбие, здоровый образ жизни и особое внимание к наукам и знаниям.
Рамуне Шмигельските-Стукене
«Михал Клеофас Огинский.
Политик. Дипломат. Министр»
«Прощаясь с четырнадцатилетним сыном Иренеем, остающимся учиться в Италии, М.К. Огинский свой жизненный опыт, мировоззрение и морально нравственные принципы изложил в адресованном Иренею письме, надеясь, что, когда отец уже не будет вести сына по жизни, это письмо «будет говорить его устами и передаст советы и наставления».
«Наставления сыну» М.К. Огинского, как и написанные более чем за полвека до того другим аристократом – великобританским политиком, дипломатом и публицистом графом Честерфилдом (1694-1773) «Письма к сыну», опубликованные в 1774-1775 гг., полны безграничной любви, элегантности, мудрости и проницательных наблюдений, являются кодексом воспитания принадлежавшего к высшему свету юноши того времени». Князь М. К. Огинский и граф Честерфилд были людьми одной эпохи — эпохи Просвещения. Их многое объединяет: оба дипломаты, политики, оба принадлежали к высшему обществу. Символично и то, что оба служили дипломатами в одной и той же стране — в Республике Соединённых провинций Нидерландов».
«Граф Честерфилд служил послом Великобритании в Гааге в 1728-1732 гг., а граф М. К. Огинский исполнял должность особого посла и полномочного министра Речи Посполитой в Гааге в 1790-1791 гг. Может быть, поэтому и граф Честерфилд, и князь М. К. Огинский стремились воспитать сыновей всесторонне образованными членами общества, готовили их к дипломатической службе ...
Несмотря на то что «Письма к сыну» содержат более 420, а «Наставления сыну» — лишь 14 скромных пунктов, оба произведения отражают прививаемые ценности: христианскую мораль, уважение к родителям, трудолюбие, здоровый образ жизни и особое внимание к наукам и знаниям».
Несцярчук Л.М.
«Міхал Клеафас Агінскі: Ліцвін. Патрыёт. Творца»”
«Угэтым жа годзе Міхал Клеафас з Фларэнцыі напісаў ліст у Залессе да сына Ірэніюша (1808-1863), які збіраўся выехаць на вучобу ў Італію. Арыгінал пісьма на французскай мове за хоўваецца ў Дзяржаўным гістарычным архіве Літвы ў Вільнюсе. Трэба адзначыць, што гэты ліст адшуканы ў 2002 г. супрацоўнікам музея У. Ліхотам, а пераклад зроблены настаўніцай Залескай школы Н. Цімонінай .
У лісце, які ўтрымлівае 14 пунктаў, Міхал Клеафас дае сыну наказ на будучыню, ці, можна так мовіць, «духоўны запавет». Бацька з філасофскай мудрасцю піша: «Гэты запавет змяшчае тое, што спатрэбіцца, каб стаць шчаслівым». Самае галоўнае, падкрэслівае бацька сыну, - гэта быць хрысціянінам, бо рэлігію людзям даў сам Гасподзь, не забываць таго, чым абавязаны кожны сваёй маці, падымацца з ложку вельмі рана, не даваць часу для ляноты, пазбягаць паразмернасці ў віне, піве і ежы, прытрымлівацца рэжыму жыцця, пачынаць дзень малітвай, пастаянна помніць пра матулю, з удзячнасцю ставіцца да працы слугі, весці дзённік для далейшага самааналізу жыцця, пастаянна чытаць кнігі лепшых аўтараў, вучыцца і набываць веды, мець роўныя паводзіны, быць паслухмяным, праяўляць добразычлівасць да людзей, асабліва да велікадушных родных. Як пакажа час, «духоўны запавет» бацькі пайшоў на карысць сыну. У выніку Ірэніюш атрымаў годнае выхаванне, стаў адным з самых адукаваных і асвечаных гаспадароў вялікіх сямейных уладанняў».