Разделы
1773-1784 Учёба, воспитание, формирование личности
1783
Формирование личности и мировоззрения М.К. Огинского. Изучение всех видов изящного искусства, музыки, архитектуры, живописи, скульптуры в основном итальянских мастеров в замках и дворцах Великого Княжества Литовского. Развитие интереса и любви к истории Европы и Польши. Поездки в Вильно, где Огинским принадлежал дворец, и в близлежащие поместья в Троках и Ошмянах
Михал Клеофас Огинский
«Мои воспоминания о детстве до 1788 года»
«Без осуждения методов обучения моего гувернера, я должен признать, что его образование руководствовалось либеральными идеями, основанными на христианской истине, которая заставила меня оценивать человека из более низкого социального класса, как своего брата. Однажды, когда я обиделся и ударил одного из слуг моих родителей, мистер Роли приказал мне целовать ему ноги в присутствии других слуг, которые были в коридоре. Тогда мне было около десяти лет, и я не был так унижен наказанием, но я был больше расстроен из-за моего плохого поведения.» « Я интересовался производством и маркетингом, сконцентрировал все свое внимание, чтобы установить причины отсутствия сельскохозяйственного, индустриального и торгового прогресса моей страны. Я чувствовал себя обязанным перед всеми, кто будет читать мои записи. В то время я не мог предложить других знаний для жителя моей страны, у которой в течение двенадцати лет не было надлежащего места среди других европейских стран, и где крепостничество все еще существовало.»
Анджей Залуский
«Время и музыка Михала Клеофаса Огинского»
«В этот же период молодой Огинский постепенно берет на себя управление владениями своего болеющего отца: хозяйством, в котором числилось шестьдесят работников, конюшнями с шестьюдесятью лошадьми, обширными земельными угодьями. Шаг этот был необычен: ведь большинство землевладельцев передавало управление своими имениями в руки управляющих, которые зачастую вели дела неважно. Таким образом, Михала Клеофаса редко видели в обществе, поэтому еще большее удивление вызвали появившиеся впоследствии светский лоск и популярность.» «Он изображает идеального хозяина, заботящегося о благе своих крепостных, по-отечески любящего их и пользующегося такой же любовью взамен. Но Огинский даже не рассматривает вопрос об отмене крепостного права*, возможно, считая это неосуществимым в то время. Что ж, ведь Михалу Клеофасу не было в то время и восемнадцати, а в таком возрасте идеализм вполне в порядке вещей.»
Иво Залуский
«Ген Огинского»
«Кроме Варшавы, отец часто возил его в Вильно, где Огинским принадлежал дворец, и в близлежащие поместья в Троках и Ошмянах. Благодаря стараниям Ролея у Михала Огинского стала развиваться неутолимая жажда ко всем видам изящного искусства и музыки, он не переставал восхищаться архитектурными, живописными, скульптурными работами, в основном итальянских мастеров, которыми изобиловали замки и дворцы Великого Княжества. О «Божественной комедии» и ее творце Данте— «центральном человеке мира», как называли иногда великого флорентийца, рассказывал мальчику королевский библиотекарь (библиотеки Залуских) , польский историк, сын переселившегося в Польшу итальянца, Ян (Джованни) Альбертранди (1731 —1808). Именно он привил юному Михалу Клеофасу любовь к истории, ознакомил его с нумизматикой, учил вглядываться в прошлое и воспринимать его культуру, радовался успехам ученика, его одаренности и благородной пытливости. К тому времени Михал Клеофас свободно говорил уже на нескольких языках, хорошо рисовал, писал стихи, играл на скрипке и клавире, отличался начитанностью и прекрасно знал историю Европы, в особенности своей родины, будущее которой все более и более тревожило его.»