Разделы
1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина
Наука
1825-1829
Разработка белорусским изобретателем Казимиром Чарновским проекта подводного корабля. Его идею осуществил генерал К.А. Шильдер, который построил в 1834 г. первую металлическую подводную лодку.
В 1829 году студент Медико-хирургической академии - польский дворянин Казимир Гаврилович Чарновский за антигосударственную деятельность в Санкт-Петербурге был арестован и помещён в Петропавловскую крепость.
Минуло несколько месяцев, и вдруг Чарновский обратился к тюремщикам с просьбой передать императору Николаю I письмо:
"В 1825 году я изобрел подводное судно, и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать. Можно будет под водой подплывать под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазки, неожиданные для неприятеля».
Император, прочитав его, потребовал более подробного описания проекта. Напряженно работая, изобретатель изложил свое предложение на 64 листах. В предисловии Чарновский просил простить его за возможные недостатки сделанного. «Если мое описание подводных судов найдется в чем-то не докладное или неясное, - писал он, - то всепокорнейше прошу меня в этом извинить, потому что мне не дозволено иметь никаких инструментов и за неимением оных только с памяти описывал».
Надводные корабли и суда еще сооружались из дерева, Чарновский же предлагал построить свою подводную лодку из железных и медных листов. Изобретатель пространно описывал устройство большой подводной лодки, вооруженной пушками и имевшей выносную мину. Последнюю можно было бы подводить под вражеские корабли и прикреплять их там. Взрываться мина должна была от запала, срабатывающего после отхода лодки на безопасное расстояние. Запал представлял собой трубку, заполненную горючей смесью и вставляемую в корпус мины. Наружный конец трубки затыкался пробкой из квасцов, хорошо растворяющихся в воде. Под кораблем пробка должна была раствориться, открыв путь морской воде, которая, проникнув в трубку, вызывала бы возгорание смеси и взрыв мины.
Длина субмарины Чарновского должна была составлять 10 м, ширина 3 м и высота 2 м.
Двигать лодку предлагалось усилиями гребцов, работающих веслами особой конструкции. Погружения лодки осуществлялись бы заполнением водой 28 кожаных мехов, закрепленных вдоль бортов. Для всплытия воду из мехов предполагалось выдавливать специальными рычагами.
Надо было решить и такой очень важный вопрос, как снабжение людей воздухом для дыхания. Чарновский пишет о каких-то «сгустителях воздуха» и специальных сосудах для его хранения. Лодка имела также трубу, выходящую на поверхность моря для пополнения запасов воздуха.
Николай I не мог сам оценить достоинства и недостатки проекта Чарновского, поэтому направил его на отзыв генералу корпуса путей сообщения Базену, знакомому с попытками создать подводную лодку за рубежом. По-видимому, Базен не знал, что перед ним проект узника Петропавловской крепости, государственного преступника, а потому писал откровенно.
Отзыв генерала заканчивался следующими словами: «Впрочем, я не могу не признаться, что хотя описанная в записке подводная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако ее изобретение делает честь сочинителю, и должно полагать, что его усердие и практические знания могли бы быть полезны при дальнейших исследованиях и производстве решительных опытов для введения и усовершенствования подводного судоходства в Российской империи». Базен также счел нужным отметить удачное расположение разных частей лодки, доказывающее, «что сочинитель имеет практические познания по морской части», и пожелал иметь полные чертежи необыкновенного судна.
Казалось, что после такого благожелательного отзыва Чарновского выпустят на волю, дадут возможность работать в нормальной обстановке. Ничуть не бывало. Напротив, его упрятали еще дальше - из Петропавловской в Шлиссельбургскую крепость, при этом отобрали у узника все записи и чертежи.
Только в 1830 году в Шлиссельбург пришло распоряжение разрешить изобретателю продолжить работу над лодкой. Но теперь генерал Базен заговорил по-другому. «Нельзя не признать, - писал он, - что сочинитель имеет много воображения и даже сведений, приобретенных им практикою или чтением книг, но его проект служит новым доказательством того, что воображение, не управляемое основательными познаниями в науках, не в состоянии произвести полезного изобретения».
Спустя пять лет по высочайшему распоряжению Чарновский был выслан на север, в Архангельскую губернию. Служил он там мелким чиновником в канцелярии губернского управления. Со временем даже получил повышение. Но в 1839 году был обвинен в подготовке бунта. В результате по распоряжению Николая I изобретателя отправили в уездный городок Сарапул в Удмуртии и установили за ним надзор полиции.
В Сарапуле Чарновский жил, отрешившись от всего. Он был окончательно сломлен и в страшной нужде прожил еще 8 лет. Здесь же он и скончался в сентябре 1847 года, в возрасте 56 лет.
В 1834 году генерал-адъютант К.А.Шильдер создал цельнометаллическую подводную лодку, представляющую собой комбинированный носитель для доставки мин и ракет. С неё впервые, в присутствии российского императора Николая I был совершен пуск ракет из подводного положения. Подводная лодка, по мнению изобретателя, должна была учесть все недостатки лодок его предшественников. Лодка имела форму обтекаемого тела длиной около 6 м, шириной 1,5 м и высотой 1,8 м. Водоизмещение составляло 16,4 т. Корпус был склепан из листов котельного железа толщиной 4,8 мм и подкреплялся пятью шпангоутами. Это по расчетам автора позволяло погрузиться на глубину до 12 м.
Преимуществом лодки было наличие двух высоких (до 1 м) входных рубок с иллюминаторами, что позволяло плавать в свежую погоду и давало возможность ориентироваться. Для движения применили поворотные складывающиеся гребки, напоминающие утиные лапы. Вооружение лодки состояло из мин и ракет.
Интересен тот факт, что К.А. Шильдер первым разработал тактику применения субмарин в оборонных действиях крепостей в приморских районах, в т. ч. использование с понтонами и «полуподводными» кораблями.
Для изучения всех новаций и рацпредложений, а также изобретений К.А. Шильдера в военном и морском деле в 1840 г. был организован «Комитет подводных лодок» из числа сотрудников инженерного и военно-морского ведомства Российской империи.