Разделы
1822-1833 Переезд в Италию, занятия литературой, кончина
Экономика
1824-1839
Строительство Августовского канала, который соединил бассейны Немана и Вислы, обеспечив на севере – выход к Балтийскому морю, а на юге – к Черному.
Идея создания канала родилась еще в 1760-е годы во времена короля Станислава Августа Понятовского. Но строительство началась только после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов в балтийские порты.
В 1824 году проект Августовского канала одобрил император Александр І. Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский, затем - инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих. Строительство заняло 15 лет: было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов. Открытие канала состоялось в 1839 году.
Августовский канал – уникальный объект своего времени: по сложности инженерных решений, масштабам и природной красоте мест, где он пролегает.
И все же его история как важной транспортной артерии для сплава древесины и товаров была недолгой. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок.
Для справки.
Августовский канал – один из крупнейших каналов Европы, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В мире существует всего три подобных канала: Каледонский в Великобритании, канал Гота в Швеции и Августовский, расположенный на территории Польши и Беларуси.
Водный путь общей протяженностью около 102 км - от озера Сервы вблизи польского Августова и практически до белорусского Гродно. Искусственные русла длиной 45 км связали одиннадцать рек (35 км) и семь озер (22 км). Этот рукотворный водный путь соединил бассейны рек Вислы и Немана, обеспечив на севере – выход к Балтийскому морю, а на юге – к Черному (через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину). Пролегая по красивейшим местам, Августовский канал стал туристической меккой. Самый большой шлюз Августовского канала – четырехкамерный Немново, длина которого – 9, 6 м. Перепад воды составляет почти 10 м, а шлюзование занимает около часа. В 1909 году вдоль русла состоялась первая пешая экскурсия, позже открылся конный маршрут.