1800-1810 Возвращение в Россию в Залесье, сенатор Российской империи

Исторические события и процессы Российской империи

Наука

1801-1810

Осуществление первого Российского кругосветного путешествия, которое возглавил российский мореплаватель Иван Фёдорович Крузенштерн, поддержанный императором Александром I.

Иван Фёдорович Крузенштерн, при рождении Адам Йоханн фон Крузенштерн (1770 —1846) — российский мореплаватель немецкого происхождения, адмирал.

Из-за русско-шведской войны был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса, служил под началом Г. И. Муловского. В 1793—1799 годах вместе с Ю. Лисянским находился в длительной стажировке в британском торговом флоте, посетил США, Барбадос, Суринам, Бермудские острова, Калькутту и Кантон.

В 1799 году из Калькутты впервые направил проект развития торговли Русской Америки с Китаем и посылки кругосветной экспедиции.

И.Ф. Крузенштерн

Не сумев заинтересовать правительство в 1799—1800 годах, Крузенштерн на три года осел в своём эстляндском поместье и обзавёлся семьёй. Новая возможность продвигать свой план представилась ему в царствование Александра I.

Проект Крузенштерна был подан в период участия России во второй и третьей антифранцузской коалиции, когда государство остро нуждалось в средствах. Неудивительно, что и в 1802 году основатели Комитета для образования флота — канцлер А. Р. Воронцов и контр-адмирал П. В. Чичагов — считая приоритетным развитие сухопутных войск, резко возражали против отправления экспедиции. Сущность плана осталась прежней. Рукопись Крузенштерна в 26 листов с оборотом на русском языке была датирована 1 января 1802 года и попала к вице-президенту Адмиралтейств-коллегии Н. С. Мордвинову как раз во время разработки проекта морской экспедиции на Камчатку. Крузенштерн поставил на первое место коммерческие интересы России, «из которых страна была исключена „по собственному нерадению“». Поэтому он предлагал всемерную государственную поддержку крупного частного предпринимательства для развития судоходства на Тихом океане, опираясь на порты в Северо-Западной Америке и на Камчатке.

Это позволяло уменьшить позиции Англии и США в меховой торговле и усилить позиции России в Китае и Японии. Полученные на Дальнем Востоке товары доставлялись бы при этом в Петербург морем, а не через Кяхту. В перспективе это сулило выход России на рынки Юго-Восточной Азии и Индии и даже создание Российской Ост-Индской Компании. Летом 1802 года император Александр I утвердил проект, предоставив Крузенштерну самому осуществлять его.

Летом 1802 года министр коммерции Н. П. Румянцев и Н. П. Рязанов (зять Г. И. Шелихова) от имени Главного правления Российско-Американской компании подали очень похожий проект, в котором они ссылались и на записки Крузенштерна 1799 года. Проект Румянцева и Рязанова был подан как «всеподданнейшее заявление» от 29 июля 1802 года. Главным в проекте было следующее: доставка в Русскую Америку требуемых товаров, освобождение жителей Якутской области от тяжёлых перевозок, усиление русского присутствия на Тихом океане, открытие торга в Китае.

Корабль Крузенштерна «Надежда»

Со ссылкой на Крузенштерна предлагалось заселить остров Уруп и начать торговлю с Японией через посредничество айнов. На финансирование экспедиции испрашивалась ссуда в Государственном заёмном банке в 250 000 рублей на 8 лет под 2 % годовых.

Экспедиция, состоявшая из двух кораблей («Надежда» и «Нева») под командованием Крузенштерна и Рязанова, с помощником капитан-лейтенантом Лисянским, 26 июля (7 августа) 1803 года отплыла из Кронштадта. Экспедиция направилась через Атлантический океан и 20 февраля (3 марта) 1804 года обогнула мыс Горн; из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана она обратила особенное внимание на Камчатку, Курильские острова и Сахалин. В Кронштадт экспедиция вернулась 7 (19) августа 1806 год.

В своих записках об этом путешествии  Крузенштерн рассказывает много любопытного о виденном им в плавании, особенно о быте и нравах дикарей; для своего времени великолепный атлас изобилует картами, планами и рисунками.

Лисянский правил вторым кораблём экспедиции и шёл иногда отдельно от первого. В его книге о том же путешествии  есть подробное описание берегов Ситки и Кодиака.

Корабль Крузенштерна «Нева»

После успешного окончания экспедиции Крузенштерн получил множество наград и право на издание описания путешествия за казённый счёт. Оно вышло в трёх томах в 1809—1813 годах на немецком и русском языках и сразу было переведено ещё на 7 языков. «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах : По повелению его императорскаго величества Александра Перваго, на кораблях Надежде и Неве, под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана втораго ранга, Крузенштерна, Государственнаго Адмиралтейскаго департамента и Императорской Академии наук члена.» — В Санкт-Петербурге: В Морской типографии, 1809—1812.