Разделы
1800-1810 Возвращение в Россию в Залесье, сенатор Российской империи
1804
Деятельность в области образования в Литве, участие в работе ученого совета Главной Виленской школы. Счастливая семейная жизнь с Марией де Нери, рождение первой дочери Амелии.
Для справки
«Кароль Теофил (Залуский) встретил и полюбил 21-летнюю княгиню Амелию, старшую дочь князя Михала Клеофаса Огинского. Они повенчались 11 марта 1826 года в костеле кармелитов в Вильно. Их свадьба стала одним из самых ярких событий того года в городе.
Кароль Теофил и Амелия обосновались в Гульбине. Прежде всего их объединяла любовь к музыке: Кароль Теофил играл на фортепиано и скрипке, Амелия играла на фортепиано и сочиняла. Музыкальное творчество занимало важное место в их жизни.
Амелия была не только умной и очень приятной в общении молодой дамой, у нее было доброе сердце, она любила свой дом и хотела иметь большую семью. Кроме того, обладала отличными организаторскими способностями и неиссякаемым красноречием – «талантом языка», как называют это ирландцы. Ее замечательное умение убеждать словом стало просто легендой».
«Амелия была заботливой и нежно любящей матерью, готовой на все ради детей. Она обладала неиссякаемой душевной стойкостью, несмотря на то, что состояние ее собственного здоровья вызывало тревогу. Положение еще более ухудшилось, когда у Амелии возникли проблемы с печенью, омрачившие ее дальнейшую жизнь. К счастью, доктор Кароль Марцинковский из Познани находился поблизости и всегда был готов прийти на помощь. Он присоединился к повстанцам в качестве врача, и его также интернировали пруссаки в Мемеле. На помощь Кароля Теофила особо рассчитывать не приходилось, причем дело было не в его лености или нерадивости, а скорее в беспомощности. «Он был слабой поддержкой для своей достойной жены, – писала Пузынина. – Она старалась все делать сама, выполняя свои обязанности перед большой семьей». Несомненно, Амелия нашла в себе силы, чтобы вести хозяйство и безраздельно посвящать себя детям, которые всегда были окружены ее заботой и вниманием. «Через собственные усилия она поддерживала и детей, и мужа, и по мере того как она слабела физически, духом она становилась сильнее».
Ян Давид Холланд. Одну из малоизученных страниц истории музыки представляет жизнь и творчество Яна Давида Голланда (1746 – 1827), композитора, музыкального деятеля, преподавателя, жизненный путь которого был непосредственно связан с двумя частями Европы – Западом и Востоком. Его жизнь и творческая карьера началась в северонемецких землях (на территории тогдашней Пруссии) – родной город Харц, где работал директором музыки в соборе св. Катарины и в кафедральном соборе; а продолжалась – на территории польско-белорусско-литовского государства (Речи Посполитой, а затем, после раздела 1795 г. – в Северо-западном крае Российской империи) – в городах Варшава, Несвиж (служил капельмейстером и композитором в капелле Кароля Радзивилла), Вильно (работал профессором музыки в Виленском Университете). Являясь автором значительного числа произведений, среди которых 2 оперы, балет, кантаты, симфонии, клавирные пьесы и камерно-вокальные опусы, которые были написаны в разное время, в разных городах и для разных событий, он обогатил музыкальную культуру тех государств и городов, где он находился. Постоянная смена места жительства и, фактически, рода деятельности была продиктована необходимостью творчески самосовершенствоваться и быть востребованным в современном ему музыкально-культурном пространстве. Можно сказать, что Голланду удалось связать своим творчеством пять ныне существующих государств – Германия, Польша, Беларусь, Литва и Россия.