Разделы
1800-1810 Возвращение в Россию в Залесье, сенатор Российской империи
Геополитика
1806-1810
Предложение М.М. Сперанским Александру I государственных реформ для преобразовании феодально-крепостнической России в правовое буржуазное государство путём постепенного перехода к монархии конституционного типа
Новый виток развития реформ был связан с выдвижением на политическую арену сына сельского священника, окончившего Суздальскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию Михаила Михайловича Сперанского (1772 – 1839 гг.).
Он начал карьеру личным секретарём князя А. Куракина, а после дворцового переворота 1801 г. привлекался членами Негласного комитета к составлению и обобщению докладов. В 1803 году после «Записки об устройстве судебных учреждений в России» он стал директором одного из Департаментов МВД, а во время болезни министра В.П. Кочубея в 1806 г. делает доклады самому императору. В 1807 г. Сперанский стал статс-секретарём Александра I, с 1808 г. – заместителем (товарищем) министра юстиции. Именно этому человеку император поручил разработать план государственных преобразований.
В 1809 году Сперанский занимался составлением «Введения к уложению государственных законов», которое предписывало:
1) разделение властей: законодательная – Государственной думе, исполнительная – министерствам, судебная – Сенату;
2) независимость судебной власти, ответственность исполнительной перед законодательной;
3) выборность в Государственную думу на основе непрямых (4-ступенчатых) и цензовых выборов;
4) сохранение сословных начал (дворяне – «среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий») и крепостного права. При этом только первые два наделялись политическими правами;
5) создание системы центральных и местных органов власти:
а) государственная – губернские – окружные – волостные думы.
б) исполнительная: министерства – губернские – окружные – волостные управления.
в) судебная: Сенат – губернские – окружные суды;
6) создание Государственного совета – высшего законосовещательного органа власти, который должен обсуждать законы, а после одобрения их императором направлять их для обсуждения в Государственную думу. Без одобрения Государственного совета и Государственной думы ни один закон не вступал в силу. В тоже время император оставался самодержавным правителем, т.к. мог распустить думу, назначить членов Государственного совета, министров, канцлера, стоявшего во главе думы, а также мог не утвердить закон.
Был рассмотрен вопрос отмены крепостного права как непременного условия предотвращения революции.
Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной – министерства, законодательной – Государственная дума. В качестве совещательного органа при царе учреждался Государственный совет. Александр I признал проект Сперанского удовлетворительным. Однако император встретил упорное сопротивление высших сановников. Из всего предложенного проекта будет создан только Государственный совет. 1 января 1810г. был подписан указ о создании Государственного совета как законосовещательного учреждения, состоящего из Общего собрания и 4-ёх департаментов: законов, гражданских и духовных дел, государственной экономики, военных дел.
Первоначальный состав совета – 35 человек, которых назначал император, являющийся Председателем Государственного совета. С 1812-го по 1865-й год председателем Высшего органа был премьер-министр.
При Государственном совете дополнительно создавались: Государственная канцелярия, Комиссия по составлению законов, Комиссия прошений. Сперанский предложил целый «пакет» экономических реформ под названием «План финансов», ставший основой царского манифеста 2 февраля 1810 года:
- прекращение выпуска не обеспеченных золотом облигаций;
- резкое сокращение государственных расходов;
- введение специального налога на помещичьи имения;
- проведение внутреннего займа;
- введение новых таможенных тарифов;
- запрет на ввоз предметов роскоши и др.
Недовольство вызвали как проекты экономических преобразований на основе жесткого контроля за денежной массой, так и указы, подготовленные Сперанским о "придворных званиях" (3 апреля 1809 г.). Прекращено приравнивание придворных званий к гражданским, позволявшее сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в госаппарате и "экзаменах на чин" (6 августа 1809 г.). Все чиновники, не имевшие университетского образования, должны были подготовиться и сдать специальным комиссиям серьезный экзамен по вопросам права, экономики, истории и естествознания.
Летом 1810 года началась реорганизация исполнительной власти: упразднено министерство коммерции (его функции распределены между министерствами финансов и иностранных дел), создано министерство полиции.