1795-1799 Эмиграция, взаимодействие с польскими организациям

Исторические события и процессы Российской империи

Культура

1795-1799

Деятельность академиков Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга Михаила Ивановича Козловского и Владимира Лукича Боровиковского.

Михаил Иванович Козловский (1753—1802) — русский скульптор, академик Императорской Академии художеств.

Родился в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание в Санкт-Петербургской Академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. Получал награды Академии художеств: большая серебряная (1771), малая золотая (1772), большая серебряная и большая золотая (1773). Был выпущен художником скульптуры с аттестатом 1-й степени со шпагой.

По окончании курса (1773), став пенсионером академии, был отправлен в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год). Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом», вылепленную за границей, был признан «назначенным в академики».

М.И. Козловский

C 1788 по 1797 год находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 году возведён в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 года до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году.

Работы скульптора выполненные в последние годы:

- монумент полководцу Александру Суворову (1799—1801, бронза) на Суворовской площади в Санкт-Петербурге;

- «Амур», 1797г.;

- мраморная статуя «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (1797, Третьяковская галерея);

- бронзовая статуя «Геркулес на коне» (1799, Русский музей).

Работы М.И. Козловского

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств.

Родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В.Л. Боровиковский

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи..

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». В 1803 году стал советником Академии художеств.

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи». С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

«Портрет торжковской крестьянки Христиньи»