1795-1799 Эмиграция, взаимодействие с польскими организациям

Исторические события и процессы в Западной Европе

Общество

1795

Принятие во Франции Конституции III года (после Конституции 1791 года), ликвидировавшей всеобщее избирательное право. С помощью новой Конституции народ рассчитывал спасти и укрепить республику, отвести угрозу реставрации, сохранить демократические завоевания революции.

22  августа 1795 г. Конвент принял новую конституцию Франции (известную как Конституция III года республики).  Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и многословием (372 статьи), но при этом она была весьма умеренной по своему политическому содержанию. Декларация прав и обязанностей человека и гражданина уже не была проникнута революционным духом (отсутствовало право народа на восстание, на сопротивление угнетению и т.д.) и делала упор на закрепление экономических, моральных и правовых устоев классового общества.

Принятие во Франции Конституции III года

В Конституции подчеркивалось, что собственность “лежит в основе мировой культуры, всего производства, всех средств труда и всего социального строя”, в ней отменялось всеобщее избирательное право и восстанавливался имущественный ценз.  Авторы Конституции проявили политическую осторожность и отказались от создания “всемогущего” законодательного органа по типу Национального Конвента. Впервые законодательный корпус был создан не на однопалатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет).
Право законодательной инициативы по Конституции предоставлялось Совету пятисот, но его решение становилось законом только после одобрения Совета старейшин. Отклоненный законопроект мог вноситься повторно только спустя год. Законодательная власть, таким образом, заведомо становилась источником политической конфронтации, а, следовательно, и нежизнеспособной.
Политическая нестабильность и неустойчивость были присущи и исполнительной власти, которая также была изначально обречена на малую эффективность. Ежегодно Директория обновлялась путем переизбрания одного из ее членов. Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев. Для осуществления чисто управленческих функций Директория назначала министров, которые, однако, не составляли правительство.

Псевдодемократические государственные формы, введенные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соотношения политических сил, не могли обеспечить экономической и правовой стабильности. Хотя по Конституции 1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не должны были концентрироваться в одних руках, но многие представители правящей верхушки откровенно стремились использовать государственную казну для личного обогащения. Откровенная коррупция, поразившая и сами правительственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое положение республики. Сохранялась опасность нового революционного взрыва масс, вызванного бедственным положением городских низов.

Непоследовательность, резкие повороты в политике Директории, то начинавшей борьбу против дворян-эмигрантов и неприсягнувших священников, то облагавшей высоким подоходным налогом финансистов и спекулянтов, делали политическую обстановку непредсказуемой. Такая  “политика качелей” делала весь созданный в 1795 г. конституционный режим все более непопулярным и неустойчивым.