1795-1799 Эмиграция, взаимодействие с польскими организациям

Исторические события и процессы в Западной Европе

Культура

1795

Основание Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца, законодательно учреждённое декретом Конвента, как свидетельство влияния революции на все стороны жизни Франции.

К концу XVIII столетия французское скрипичное искусство достигло высокой степени профессионального развития. Столица Франции стала одним из самых значительных культурных центров Европы, именно в Париже в 1795 году открылась первая в мире консерватория нового типа, которая в течение почти ста лет оставалась ведущим учебным заведением Европы.

До 1789 года во Франции основным «институтом» в музыкальном образовании являлась римско-католическая церковь. Целью многочисленных церковных школ  было воспитание певцов для церковных хоров.

Парижская консерватория

Узкая направленность, ограниченность музыкального образования в церковных школах негативно сказывалась на развитии французского музыкального искусства в целом.

Французская революция, изменившая уклад жизни, поставила новые задачи и перед музыкальным образованием. Для организации провозглашенных революцией грандиозных народных празднеств потребовалось большое количество певцов, актеров, танцоров, поэтов, художников-оформителей, музыкантов-инструменталистов. Законодательным актом, признанным помочь в формировании артистических сил новой Франции, был декрет Конвента от 3 августа 1795 года об учреждении Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца.

Парижская консерватория явилась первым в мире учебным заведением, где музыкальное образование стало общественным делом. Сюда на конкурсной основе принимались граждане обоих полов из разных департаментов Франции, независимо от социального статуса и происхождения.

На торжественном открытии консерватории 22 октября 1797 года ее первый директор Бернар Саррет выступил с речью, где были изложены основные пожелания Национального конвента к руководству консерватории: «…Предоставить музыке достойное убежище и политическую защищенность, которого она была лишена слишком долгое время; создать очаг для развития всех областей, которое включает музыкальное искусство». Кроме того, перед консерваторией ставилась задача подготовки артистов для проведения революционных праздников, для военной службы и для театров.

Одной из первоочередных задач руководства консерватории было создание методических пособий по всем преподаваемым специальностям. Получив статус ведущего учебного заведения страны, Парижская консерватория к 1797 году насчитывала 125 преподавателей и 600 учеников.

Бернар Саррет (1765-1858)