Разделы
1795-1799 Эмиграция, взаимодействие с польскими организациям
Культура
1795
Первое исполнение в Вене немецким композитором Людвигом ван Бетховеном перед широкой аудиторией своего фортепианного концерта.
Первое в Вене публичное выступление Бетховена-пианиста состоялось в 1795 году. В следующем году он совершил длительную концертную поездку, посетив Прагу, Дрезден, Лейпциг, Берлин. Но даже в годы расцвета своего пианистического гения Бетховен играл преимущественно в закрытых собраниях — во дворцах аристократических покровителей, у друзей, у себя на дому. Публично он играл только свои произведения; лишь однажды в благотворительных целях исполнил моцартовский концерт d-moll — в пользу вдовы Моцарта.
В сборных программах Бетховен участвовал неохотно. Авторских же вечеров, где он выступал как пианист, дал в Вене немного — вероятно, не более трех. Такие вечера именовались «музыкальными академиями».
С середины 18 века академии прочно утвердились в музыкальной жизни Вены. Это — авторские концерты с большой и разнообразной программой, в которой композитор знакомил венских любителей музыки со своими новыми произведениями и одновременно выступал как артист — дирижер и пианист.
Концерты давались в больших, обычно театральных залах и служили автору важным источником существования. Бетховен уже не испытывал насущной потребности в таком материальном подспорье: добившись признания, он имел возможность жить на доходы от издания сочинений, поддерживали его и венские меценаты. К тому же грозное приближение глухоты сковывало его пианизм. Но к каждой академии Бетховен готовил новый фортепианный концерт, который предполагал сам исполнить. И подобно своим предшественникам, он импровизировал на предложенные публикой темы.
До исполнения в академии концерт не издавался в печать — такова была венская традиция. До печати Бетховен лишь эскизно намечал сольную фортепианную партию, но всегда на пюпитр ставил перед собой связку нот. Музыкант, на одной из академий переворачивавший ему страницы, с удивлением заметил, что рукопись содержит какие-то непонятные отметки. Это еще один распространенный тогда обычай: солист в знак уважения к слушателям должен был играть по нотам. Требовалось точное разграничение: одно дело — заранее сочиненное произведение, подтверждением чему служила нотная рукопись, по которой играл пианист, а другое — импровизация как показатель непосредственности его творческого изобретения. В первом случае на первый план выдвигался композитор, во втором — исполнитель. Так автор академии представал в двуплановом облике. В излюбленной венцами форме инструментального концерта эти два качества объединялись: произведение игралось по нотам, а сольные фортепианные каденции импровизировались.