Разделы
1795-1799 Эмиграция, взаимодействие с польскими организациям
Культура
1776-1835
Жизнь и деятельность Аниола Довгирда - белорусского философа, логика и психолога, преподавателя философии, католического священника, внесшего большой вклад в развитие научной и культурной жизни Беларуси.
Аниол Довгирд (1776-1835) - белорусский мыслитель, теолог, психолог, профессор философии и логики императорского Виленского университета, католический священник. В детстве Аниол два года учился в иезуитской школе, отличился глубокими знаниями, изучал латинский язык, потом учился в школе пиаров в Дубровно (Могилёвщина), изучал риторику, физику, всеобщую историю, логику и французский язык. Учёба Довгирда совпала со школьной реформой в Польско-Литовском государстве. Веяния Просвещения оказали благотворное влияние на устройство школ, методику образования и учебные программы и это не могло не повлиять на юного Аниола.
Готовясь к учительской деятельности, он изучал грамматику, арифметику, каллиграфию и начал изучать немецкий язык. Затем в специальной учительской семинарии на l курсе учил логику, метафизику, этику, алгебру, геометрию, на II курсе - физику, политику и право. На протяжении всех лет учёбы изучал иностранные языки, прежде всего французский язык.
Примерно в 1807-1808 гг. переехал г. Вильно, который в те годы был центром научной и культурной жизни Беларуси и Литвы. Это обстоятельство способствовало пополнению его знаний.
Во время нашествия войск Наполеона часто посещал госпитали и занимался там не только исповедями, но и облегчал телесные муки.
В 1814 г. написал своё первое философское сочинение «Философия Канта, или Беспристрастное исследование его системы».
В 1818 г. был приглашен в Виленский университет читать лекции по логике и философии. Его лекции посещал Адам Мицкевич. Лекционный курс, читаемый в университете, стал основой его главной работы - «Трактата о присущих мышлению правилах, или Логика теоретическая и практическая».
С 1821 г. А. Довгирд получил возможность читать полный курс лекций по теоретической и практической философии, используя разработанную им оригинальную методику.
В этом же году Довгирд представляет на конкурс по кафедре философии сочинение «О логике, метафизике и моральной философии».
В 1823 году совет университета утвердил А. Довгирда настоятелем в Ошмянах, но он отказался от должности и остался в Вильно (может быть из-за слабого здоровья). Работал Довгирд очень много, недосыпал, готовился к лекциям.
В 1828 г. защитил докторскую диссертацию по теологии «О чудесах». В Полоцке был издан один из написанных им трех томов «Трактата». Первым печатным трудом А.Довгирда является «Разбор произведения Феликса Яронского «О философии».
В рукописях остались также «Историческая философия», «Материальная философия и первое его сочинение «Философия Канта, или Беспристрастное исследование его системы». Многие рукописи А.Довгирда философского содержания считались погибшими и лишь в 60-х гг. XX в. были найдены Э. К. Дорошевичем.
Несмотря на очень напряжённую работу, философскую эрудицию, вечное стремление не отстать, Довгирд был не понят современниками. Он был лишен дара красноречия и преподавал философию и логику очень монотонно, часто повторяясь, поэтому не пользовался особой популярностью у студентов - был довольно скучным оратором, зачитывал материал по написанному, слушатели дословно фиксировали его лекции (тем самым сохранялась дословная запись по традиции средневековья).
После закрытия в 1832 году Виленского университета указом императора Николая I (от 1 июля 1833) из главной семинарии и богословского факультета была образована Римско-католическая духовная Академия. В 1842 году на базе переведённой в столицу из Вильно духовной католической академии была создана Императорская Римско-католическая духовная Академия.
После закрытия Виленского университета (1832г.) А.Довгирд остался почти без средств к существованию. Отказ со стороны Министерства просвещения вынудили его обратиться к Николаю I с просьбой о пожаловании ему Трокского прихода. Вместо этого Довгирд получил место Виленского каноника, на котором оставался до последних дней жизни. В 1834 г. с открытием Римско-католической духовной академии А.Довгирд получил в ней должность профессора логики и моральной философии. Однако силы оставляли его: он был очень измучен и утомлён непосильными трудами, обострялась астма. Моральная трагедия - труд всей его жизни «Логика» не издавался. Нервы его на пределе. А.Довгирд по возрасту был не старым, но выглядел глубоким стариком: высох, поседел, стал раздражительным, каждое резкое слово, стук, шорох приводили его в обморочное состояние. Аниол Довгирд умер в 1835 году.