Разделы
1789-1791 Дипломатическая работа в Речи Посполитой
Наука
1791
Издание на немецком языке уроженцем Речи Посполитой Соломоном Маймоном, основоположником монистического идеализма, философского труда «Исследование трансцендентальной философии» с приложением о символическом познании, где он критиковал философию Канта.
В 1791 году появляются две фундаментальные книги Соломона Маймона: «Исследования по трансцендентальной философии» на немецком и комментарий к «Путеводителю растерянных» на иврите «Гиват аМоре». Эта книга — главное философское сочинение Маймона, где он критиковал философию Канта и интерпретацию его учения неокантианцами, в частности понятие «вещи в себе», которое характеризовал как проявление метафизического догматизма. В своем анализе философии Канта подчеркивал, что способность к критическому познанию зависит только от свойств самого познающего субъекта, и считал, что между возможностями познания посредством чувств и посредством разума существует лишь непринципиальная разница. Концепция мышления, созданная Маймоном, оказала большое влияние на немецкую идеалистическую философию. Считается, что он подготовил то понимание Канта, которое позже развили неокантианцы. Удивительные философские способности Маймона привлекли внимание М. Мендельсона, И. В. Гете, Г. Шиллера, И. Г. Фихте и др. Его перу принадлежат также работы «О значении Бэкона Веруламского и Канта для новейшей философии», «О мировой душе», «Опыт новой логики, или Теория мышления» (1794), «Очерки по истории философии» и др. В 1797 году опубликовал самое значительное сочинение «Критические исследования о человеческом духе, или Высшая способность познания и воли», которое посвятил графу А. Калькрейту. В 1791 году издал на немецком языке свою автобиографию, которую сравнивали с «Исповедью» Ж.Ж. Руссо.
Маймон родился в деревне Жуков-Борок Столбцовского района Минской области. Окончил еврейскую школу в поселке Мир Столбцовского района, талмудическую школу в поселке Ивенец Воложинского района. В 1764 году был уже женат, в 1767 году стал отцом; содержал семью, работая семейным учителем. Самостоятельно изучив немецкий язык, в 1776 году пешком отправился в Берлин (Германия) с намерением изучать медицину и в последующем работать врачом. Вел бродячую жизнь в Германии, Польше, Голландии. В 1777–1780 годах служил домашним учителем в городе Познань (Польша). В 1780–1783 годах в Берлине изучал аптекарское искусство, занимался самообразованием. В 1783–1785 годах изучал математику, латинский, греческий, английский и французский языки в гимназии «Христианеум» в Альтоне (сегодня в городской черте Гамбурга). Работал учителем в городе Вроцлав (Польша), где в 1786 году написал учебник по ньютоновской физике. В 1787 году вернулся в Берлин. В 1790-е годы его меценатом стал граф А. Калькрейт, в имении Нидерзигерсдорф которого в Нижней Силезии (сейчас Польша) Маймон провел последние годы жизни.
Известен более всего как автор книги воспоминаний, где ярко описал состояние евреев Речи Посполитой XVIII века, а также свою собственную биографию как раннего представителя движения Хаскалы. Будучи самоучкой, сумел войти в высшую интеллектуальную элиту Германии. Был единственным из оппонентов Канта, критику которого Кант одобрил.
Был сторонником философии средневекового теолога и врача М. Маймонида (1135–1204 гг.), в 1770 году написал комментарий к его работе «Наставник заблудших», дав ей рационалистическую интерпретацию. Через философию Маймонида, из почтения к которому изменил свою фамилию на Маймон, пришел к аристотелизму, результатом чего стала работа «Категории Аристотеля» (1794 г.). Не развил собственной философской системы, приобрел репутацию критического философа благодаря тонкому критическому анализу философских произведений, в особенности философии И. Канта
Фихте писал о Маймоне так: «Моё уважение к Маймону не имеет границ. Я уверенно полагаю и имею доказательства, что он перевернул философии Канта с ног на голову, он сделал это незаметно для других». Вначале о Маймоне уважительно отзывался Кант, и в ранних произведениях — Шеллинг. С большим уважением относился к нему Мендельсон и менее значительные фигуры, как Рейнгольд и Герц. Его изучал, чтобы понять Канта, и Шопенгауэр. Маймон вернул в философию идеи Лейбница и Спинозы и оказал большое влияние на Фихте, а через него — и на развитие всего немецкого идеализма.