1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Исторические события и процессы Российской империи

Общество

1782-1786

Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф.И. Янковича по разработке основных документов реформы. Открытие в городах малых и главных народных училищ.

В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др.  предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

Екатерина II для реализации образовательных проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ». Комиссия разработала план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, позже изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево, вместе с ним над проектом работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др.

Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783–1785гᴦ., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся», «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

Фёдор Иванович Янкович (де Мириево). Сырейщиков Е. Б. Краткая Россiйская грамматика, 1787 год

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Михаил Евсеевич Головин (1756—1790). «Руководство к арифметике для употребления в народных училищах»

В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным. В 1786 г. 4 госпитальные школы были преобразованы в 3 медико-хирургических училища. Несмотря на создание Академии наук и ряда университетов, а также развитие элементных школ, средний уровень грамотности в России был чрезвычайно низок. Практически 90% населения было безграмотным. За 2 века эта цифра почти не изменилась