1789-1791 Дипломатическая работа в Речи Посполитой

Исторические события и процессы на землях Беларуси

Культура

1785-1791

Деятельность крепостного театра князей Радзивиллов, открытие драматической школы для крепостных, театральной школы с музыкальными и вокальными классами, балетной школы, создание оркестров народных инструментов («литовская музыка»), роговой и военной музыки.

Первое упоминание о зрелище в Несвижском замке относится к 1740 году, когда иностранцы поставили пьесу «Пример справедливости». Впервые в Беларуси там же были поставлены комедии Мольера и знаменитая «Заира» Вольтера, а также сочинения местных авторов. С 1746 года театр управлялся княгиней Франциской Урсулой Радзивилл и  действовал как любительский: в спектаклях наряду с крепостными участвовали члены княжеской семьи, шляхта, кадеты несвижского корпуса, наёмные актёры (первый спектакль — «Пример справедливости»).

Представления в сопровождении Несвижской капеллы Радзивиллов проходили в замке «Комедненхауз» (перестроен в 1748 году архитектором К.Ждановичем), в предместье Несвижа Альбе под открытым небом в «зелёном театре» и в не сохранившимся до наших дней дворце «Консоляция».

Несвижский театр Радзивиллов. Декорации к спектаклю

Спектакли ставились на польском, итальянском, немецком и французском языках. В 1785 году была открыта драматическая школа для крепостных под руководством М. Вернера и С. Закжевского. С 1786г. театр работал нерегулярно, а в 1791г закрылся.

Для справки

В 1753—1762 князь Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» придал театру профессиональный характер — пополнил крепостную труппу актёрами, создал театральную (музыкальные, вокальные классы) и балетную школы и оркестры: народных инструментов («литовская музыка»), роговой и военный («янычарня»).

В репертуаре театра были произведения Франциски Радзивилл, комедии Мольера («Маскариль» и «Сганарель», 1755; «Жорж Данден», 1757; и другие), Вольтера («Заира», 1757), С. Мытельского («Иосиф-патриарх»), В. Ржевусского («Жолкевский» и «Владислав под Варной», 1761), итальянские и немецкие комические оперы и балеты. Театр выезжал в Слуцк, Белую, Жолкву, Олыку, в 1755 году работал в здании «нового театра». При князе Карле Станиславе Радзивилле «Пане Коханку» в составе театра (1762—1764, 1777—1786) были труппа драматических актёров (с 1783 года режиссёр Л. Перожинский, актёры К. Овсинский, В. Ясинский, С. Закжевский и другие), группа итальянских певцов и балет (более 20 крепостных танцоров, балетмейстер Луи Дюпре, А. Путини, Я. Оливье,  А. Лойко и Г. Петинетти). В репертуаре были балеты А. Путини, оперы  Дж. Паизиелло, Я. Голанда, К. Глюка («Орфей и Эвридика») и другие.

В Несвижском театре Радзивиллов использовались несколько типов декораций (из зелёных боскетов, объёмные павильоны, симультанные декорации