Разделы
1789-1791 Дипломатическая работа в Речи Посполитой
Геополитика
1788-1791
Принятие первой европейской конституции и её влияние на государственное устройство, экономическую и общественную жизнь в Речи Посполитой.
В 1788 году приступил к работе новый Чрезвычайный сейм. Сразу же в нем сформировалось две группы с кардинально противоположными взглядами: патриотическая партия и старошляхетская. Первая из них была нацелена на реформы во благо государства, направленные на его возрождение и расцвет. Представители же старошляхетской партии не видели необходимости что-либо менять в Речи Посполитой и желали отстоять действующий режим и порядки.
Первые два года работы Чрезвычайного сейма не принесли никаких изменений в стране. Когда же они подошли к концу, то патриотической партии удалось добиться того, что действие сейма было продленным еще на два года, а количество ее приверженцев было увеличено в два раза, что открывало новые перспективы в принятии реформаторских законов
Первым новшеством Чрезвычайного сейма второго созыва стало изменение его из ординарного в конфедеративный. Если ранее любой из депутатов имел право отклонять неугодные ему законы и единолично влиять на работу сейма, то после новшества какие-либо решения принимались большинством голосов. Аннулирование принципа liberum veto развязало руки законодателям и открыло путь к реформам.
Сеймом были инициированы два важных закона о реорганизации сеймиков, а также о городах и мещанах, но, прикрываясь незначительными изменениями, депутаты тайно составляли главное нововведение — первую Конституцию. Участие в этом принимал сам король и избранные представители патриотической партии, которые трудились над главным законом на протяжении 32 месяцев.
Патриотическая партия подобрала день, когда большинство представителей реакционного лагеря отсутствовали на собрании и, упрощенной процедурой первая конституция Речи Посполитой была принята большинством голосов. Когда же оппоненты попытались отменить закон или как-то опровергнуть его принятие, шляхта и мещанство оказало давление на старошляхтскую партию, и ее представителям ничего не оставалось, как смириться с нововведением. Кроме того, сеймом было принято постановление, что никакие выпады против Конституции или попытки ее изменить не имеют силы — документ считался неприкосновенным.
В целом изменения, предложенные Конституцией имели ограниченный характер, но, несмотря на это, ее принятие было важным шагом на пути к дальнейшим переменам и стал беспрецедентным государственным документом в Европе. Благодаря Конституции в Речи Посполитой были введены порядки, меняющие государственный устрой, изменены некоторые привилегии определенных групп населения и наделены некоторыми правами другие.
Несмотря на то, что Конституция была в силе не более 19 месяцев, после которых Польша, как государство исчезла с карты мира на долгие 123 года, для польского народа этот закон был символом независимости, напоминанием о том, что родная земля имеет все шансы стать процветающей и возрожденной.
Первый пункт Конституции 1791 года предписывал, что господствующей религией в государстве является католицизм, а переход в другую веру и поклонение иным богам подлежит наказанию за вероотступничество. В то же время государство признавало наличие на территории страны других национальностей, имеющих другое вероисповедание. Эти группы людей переходили под протекторат государства и были защищенными от гонений.
Относительно шляхты конституция была однозначной — это сословие признавалось как основа государства, его защитники и истинные патриоты, им гарантировались все вольности, права и свободы. Все шляхтичи признавались равными между собой, имели одинаковые привилегии и получение должностей на единых условиях. Вся собственность, находящаяся во владении шляхты, признавалась наделенной по закону и не могла быть отторгнута ни при каких условиях.
Личная собственность признавалась Конституцией как стержень свободы, и даже король, имеющий исключительное право монарха, признавался лицом неспособным изъять чье-либо имущество. Также шляхта признавалась сословием, которое должно было бы следить за соблюдением Конституции и ревностно хранить ее каноны.
Что же касается мещан и крестьян, то Конституция не отмечала их столь важной частью польского населения как шляхту. Холопов, которые пребывали в крепостной повинности, оставляли во владении помещиков, обозначив, что те не должны осуществлять каких-либо противоправных действий относительно крепостных. Те же, кто не являлся в чьей-то собственности, признавали вольными гражданами, как и всех, кто после вступления в силу Конституции переедет жить на территорию Речи Посполитой. Эта часть населения признавалась абсолютно свободной в выборе рода занятий и места жительства.
Реформы городов и жизни горожан были приняты Чрезвычайным сеймом ранее, а Конституция лишь утвердила их законность. В реформах были обозначены важные вопросы относительно существования городов, а их граждане получали новые права, среди которых было и избирательное право. Многие ученые придерживаются той точки зрения, что эти уступки были вынужденной мерой, ведь в городах назревало бунтарское настроение, и депутаты сейма опасались возникновения революции в Речи Посполитой.
Значительно упрощена была процедура присвоения титулов мещанам. Они могли также занимать места в сейме, приобретать какую-либо собственность, занимать должности (как военные, так и гражданские). Кроме того, всем горожанам гарантировалась безопасность и протекторат государства. В Речи Посполитой был произведен раздел власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства признавался народ, который имел право избирать лица, от его имени управляющие государством.
Новый регламент ожидал и работу самого сейма. Так, парламент разделялся на верхнюю палату (сейм) и нижнюю (сенат), председателем сената определялся король, он имел один голос, который использовался в спорных ситуациях, а также мог быть инициатором законов. При этом сенат мог запретить принятие какого-либо закона, наложив на него «право вето».
Изменились и права депутатов сеймиков. Если раньше безземельная знать могла голосовать за принятие законов, то теперь это право было упразднено. Принимать участие в голосованиях региональных собраний могли только те, кто имел землю и платил налог, сдавал ее в аренду или был близким родственником землевладельца или нес военную службу.
Отдельные пункты Конституции усилили и польско-литовскую унию. Этот документ обозначал Польшу и Литву как неделимые, равноправные части единого государства, которые должны были на одинаковых правах представлять интересы в парламенте и в других органах управления. При этом конституция предлагала переход к унитаризму, во многом упраздняя унию.
С таким положением вещей не согласны были литовские депутаты. Они заняли оппозиционную сторону, и королю вместе с сеймом ничего не оставалось, как предложить Великому княжеству Литовскому многочисленные привилегии и вольности.