1789-1791 Дипломатическая работа в Речи Посполитой

Исторические события и процессы в Речи Посполитой

Культура

1784

Развитие культуры Речи Посполитой во второй половине 18 века - открытие художественных мастерских, привлечение крупных мастеров, переход от барокко к классицизму - зарождение национальной художественной школы.

Во второй половине 18 в. в связи с развитием капиталистических отношений и активизацией экономической жизни страны в Польше возникают условия для широкого культурно-национального подъема, сыгравшего большую прогрессивную роль в развитии польского общества. В  правление последнего короля Речи Посполитой - Станислава Августа Понятовского (1764 —1795), наступил подъем польской культуры. Варшава превратилась в крупный культурный центр, так как Станислав Август проявлял большую заботу о развитии польской культуры, и в первую очередь искусства. Он был увлеченным меценатом и мечтал прославить  свое правление расцветом искусства. Часть королевского дворца в Варшаве была отдана под художественные мастерские.

Целый ряд молодых художников был послан для обучения в Париж и Рим (Кухарский, Камзетцер и др.). Все это помогло развитию национального искусства, но вместе с тем наложило печать влияния личного вкуса короля на творчество многих крупнейших мастеров. Король ориентировался в своих эстетических пристрастиях на классицизм, в котором были еще сильны элементы барокко, — преимущественно на художников типа Лебрена, Вьена.

Однако параллельно развивалось и менее зависимое от придворной политики искусство, идейно связанное с прогрессивной партией реформ, близкое по своим художественным идеалам революционному классицизму Давида.

Александр Кухарский

Наконец, свою роль играли разбросанные по стране магнатские усадьбы, привлекавшие порой крупных мастеров. Таковы «Повонзки» и «Пулавы» Чарторыйских или «Аркадия» Радзивиллов. Последняя стала первым в Польше центром сентиментальных и предромантических тенденций в искусстве.  В широко развиваются рационалистические и гуманистические идеи, характеризующие резкий переход от барокко к классицизму.

Храм Дианы в парке «Аркадия»

С этого времени ведущее место в  архитектуре занимают польские и полонизированные мастера иноземного происхождения. Плодотворными оказываются связи польского зодчества с русским классицизмом, сказывающиеся в близости ансамблевых решений, в ясности и чистоте пространственных отношений и общего силуэта здания, в творческой самостоятельности использования античных образцов.

Экономический подъем городов вызвал активное городское строительство. Особенно обустраивается Варшава. Упорядочивается ее застройка, выпрямляется уличная сеть, создаются новые улицы и площади. Город приобретает подлинно столичный вид. Многочисленные дворцы магнатов, дома крупных дельцов, сооружающиеся в Варшаве, утрачивают облик внутригородских усадеб, обращенных к улице большим двором, как это было характерно для построек предшествующего периода; здания ставятся на красной черте, своим фасадом они формируют уличную застройку.

Строгий и четкий ритм архитектурных членений, ясность и простота зрительного облика составляют характерные особенности нового стиля. Образ здания создается при помощи самых лаконичных, утилитарно необходимых средств: стены, ряда оконных и дверных проемов с простейшими наличниками (например, дома в Варшаве — дом Теппера, 1774, архитектор Эфраим Шрегер; дом Резлера, дом Потоцких  архитектор Ш.-Б. Цуг). 

Новые веяния времени коснулись и церковного строительства. Костелы, сооруженные в этот период, отличаются ясной логикой архитектурных объемов, сдержанностью и простотой форм.

Дворец Потоцких (Варшава)

Таков Евангелический костел в Варшаве (1777— 1779), представляющий собой ротонду с четырьмя прямоугольными выступами по сторонам, из которых западный образует строгий дорический портик. Строителем этого здания был упоминавшийся выше Шимон Богумил Цуг (1733— 1807) - известный польско-немецкий архитектор, в том числе, ландшафтный, саксонской эпохи, представитель классицизма.

Родился в курфюршестве Саксония. Лютеранин. Ученик Иоганна Готфрида Кноффлера в Дрездене. После его смерти закончил строительство дворцов начатых учителем. С 1756 жил и творил в Варшаве. Бо́льшую часть своей жизни провёл в Речи Посполитой. В 1768 году получил шляхетство. Считается одним из самых универсальных и плодовитых архитекторов своей эпохи. Автор нескольких десятков проектов дворцов и церквей в Польше.

Шимон Богумил Цуг

Как садово-ландшафтный архитектор работал в стиле раннего романтизма. Среди наиболее заметных сооружений, спроектированных Цугом -  дворцово-парковый ансамбль в Натолине (Вилянув, Варшава, 1780—1782), Дворец Бланка. Варшава. (Сейчас министерство спорта и туризма Польши),  Дворец Примасовский, Дворец Потоцких (Варшава) (в соавт.).

Дворцово-парковый ансамбль в Натолине (Вилянув, Варшава)

Самыми пленительными произведениями польского классицизма 18 в. являются многочисленные постройки в загородных усадьбах польской знати. Связанные зачастую с обширными садово-парковыми сооружениями, они обнаруживают высокое мастерство польских архитекторов в создании ансамбля и глубокое поэтическое чувство природы.

Одним из лучших образцов загородной постройки этого времени является созданный Ш.-Б. Цугом дворец в Натолине близ Варшавы (1780—1782). Этот небольшой двухэтажный дом с невысоким куполом и полукруглым портиком садового фасада привлекает безупречной гармонией форм, хрупким изяществом облика.

Вилянувский дворец — дворец и соседствующий с ним сад в районе Вилянув на юго-восточной окраине современной Варшавы. Построен в 1677—1698 годах Августином Лоцци для короля Яна Собеского. Является шедевром барокко, а также предметом национальной гордости Польши. В 1778 году имение перешло в руки Изабеллы Любомирской. Свой след в истории дворца она оставила под именем «голубой маркизы». Прозвище была дано за вклад Изабеллы в развитие дворцового комплекса.

Вилянувский дворец (Варшава)

По её инициативе и за её счёт на территории ансамбля в стиле классицизма были возведены кордегардия, кухонный и ванный корпуса. Работы велись под руководством архитектора Ш.Б. Цуга.  В 1805 году Станислав Костка Потоцкий открыл во дворце один из первых в Польше музеев. Потоцкие перестроили придворную церковь св. Анны и соорудили рядом с дворцом фамильную усыпальницу.  Во время Второй мировой войны собрания Вилянувского музея были похищены нацистами, но по окончании войны они были возвращены в Польшу. Дворец продолжает использоваться как музей.   

Вилянувский дворец и сад (Варшава)

Крупнейшим мастером польского классицизма был Доминик Мерлини (1731— 1797. Родился в итальянской части Швейцарии (Лугано). С 1750 по 1797 годах жил и работал в Польше.  Получил дворянство в 1768 г. С 1773 г. — королевский архитектор. По его проектам делали как реконструкции уже существующих зданий (дворец Генриха Брюля, Уяздовский дворец, дворец Красинских), так и строили новые в польских провинциальных городах. Ранние произведения имеют примесь стиля барокко, что не ухудшило художественные образы сооружений. Позже придерживался стилистики классицизма, идущей от творческого наследия Палладио. Умер в Варшаве.   Список основных работ Д. Мерлини: Дворец Лазенки, Охотничий дворец в Лазенках (для короля Станислава II Августа в 1775—1779 гг), Костел Св. Карло Борромео в Повонзки, Городские ворота Люблина, Реконструкция Уяздовского замка (1768—1771 гг), Перестройки библиотеки в Королевском замке в Варшаве (1776—1786 гг).

Доминико Мерлини

К числу лучших его произведений относится дворец и ряд парковых павильонов в Лазенках Варшавских (1784—1788.).

Лазенковский дворец (также Дворец на воде и Дворец на острове)  - небольшая камерная резиденция последнего польского короля Станислава Понятовского на искусственном острове в Лазенковском парке Варшавы, построенная для него по проекту  Мерлини в стиле раннего классицизма в 1784—1795 годах на основе купальни князей Любомирских (арх. Тильман Гамерский, 1683—1690). Дворец построен на искусственном острове, который делит озеро на две части - меньшее северное озеро и большее южное. Дворец соединен с окружающим парком двумя ионическими колоннадными мостами. Фасады объединены антаблементом, поддерживаемым гигантскими коринфскими пилястрами, которые объединяют два этажа и увенчаны балюстрадой, несущей статуи мифологических фигур.

Дворец на воде (Лазенковский), Варшава

Северный фасад украшен центральным портиком с фронтоном. На южном фасаде глубокая центральная ниша располагается за рядом коринфских колонн.

Интерьеры дворца с полотнами кисти Рембрандта и Рубенса были полностью уничтожены в годы Второй мировой войны. Реставрационно-восстановительные работы завершились в 1964 году.

Интерьер Лазенковского дворца.

Крупнейшим мастером польской монументально-декоративной пластики второй половины 18 в. был француз Андре Жан Лебрен (1737—1811), ученик Пигаля, работавший в Варшаве с 1768 г. до своего отъезда в Петербург в 1795 г. Его работы отличаются большим чувством монументальности, глубоким пониманием пластики человеческого тела, смелостью и свободой передачи движения и драпировок. Искусство Лебрена, построенное на внимательном изучении наследия античности и серьезном знании натуры.

Аллегории Справедливости и Мира, поддерживающих щит с гербом Речи Посполитой, в Мраморном зале дворца (1771)

Оно наделено тонким чувством ритма и пространственных отношений, создающих органическое соответствие его произведений с окружающей их архитектурой.  Эти качества со всей полнотой сказываются в статуях и барельефах Лебрена и его помощников в Королевском дворце в Варшаве и в Лазенках. Характерными образцами его работ могут служить «Минерва» в бальном зале королевского замка (1780) и «Танцующая вакханка» (1776—1778), поставленная вместе с изваянной Лебреном копией античного «Танцующего фавна» перед главным фасадом дворца в Лазенках. Кроме того, в Польше Лебреном был выполнен ряд портретных бюстов. С 1804 г. до конца жизни Лебрен был профессором скульптуры в художественных классах университета в Вильнюсе.

Во второй половине 18 в. Польшу посещают многочисленные иностранные художники, среди которых были Александр Рослин и Луи Сильвестр, Лампи, Грасси, Ротари, Антуан Пен, Виже-Лебрен и многие другие. Работа этих опытных и умелых художников, особенно Лампи и Грасси, содействовала развитию искусства, знакомя на месте польских живописцев с профессиональными достижениями современного зарубежного искусства, особенно в области портрета, получившего наибольшее развитие в польской живописи этого времени. Особое значение имели те приезжие мастера, которые органически вошли в историю польского искусства, связав с ним лучшие годы творчества. В первую очередь следует назвать имена Марчелло Баччиарелли и Бернардо Белотто.

Марчелло Баччиарелли (1731—1818) - итальянский художник-портретист эпохи барокко М. Баччарелли учился живописи в Риме, затем жил в Германии. Первые свои заказы были им выполнены для двора короля Саксонии Фридриха I Августа, в Дрездене. В 1756 году художник посетил Варшаву, где познакомился со Станиславом Августом Понятовским. С 1776 по 1785 год М. Баччарелли создаёт художественную мастерскую в Королевском дворце в Варшаве. Картины Баччарелли, и сегодня находящиеся в этом дворце, были написаны в тот период. Ему также принадлежит авторство картин, находящихся в дворцовых Рыцарском зале и в Мраморной комнате. В 1816 году мастеру присуждается почётное звание профессора Королевского университета Польши. М. Баччарелли был также почётным членом Академий изящных искусств Дрездена, Вены и Берлина. В Варшаве имел учеников, напр. Юзефа Косиньского, Юзефа Рейхана, Антони Альбертранди и др. 

Марчелло Баччарелли, Автопортрет

В 1766 М. Баччарелли по приказу короля Станислава Августа разработал проект создания в Варшаве Академии изящных искусств, его структуру и программу обучения.

Его художественное наследие включает в себя цикл исторических картин и портретов, написанных им для вновь отстроенного Варшавского дворца. В основе исторических картин Баччиарелли лежит идея возвеличивания польской истории, ее королей. Стилистически эти работы продолжают традиции парадно-декоративной живописи позднего барокко. В области портрета Баччиарелли создал ряд работ, в которых обычная для придворного портрета идеализация сочеталась с живым ощущением человеческого характера  Его картины можно разделить на три группы: к первой принадлежат исторические картины. К ним принадлежат, напр.: "Казимир Великий и крестьяне", "Люблинская уния", "Основание Краковской академии", "Смерть Станислава-Августа", "Учреждение княжества Варшавского" и т. д. Вторую группу составляют картины мифологического характера, находящиеся, напр., в Варшавском б. королевском замке: "Юпитер, создающий свет", "Слава, провозглашающая подвиги польских королей" и т. п. Но самую громкую и прочную славу доставили  портреты. Он первый (по древним картинам) написал ряд портретов польских королей и исторических деятелей, портреты современных ему лиц, например, Станислава-Августа, придворных красивых дам, знатных мужчин. Всех картин  насчитывается свыше двухсот.

Станислав Август Понятовский, коронационный портрет, Баччиарелли

С 1768 г. до конца жизни в Варшаве работает венецианец Бернардо Белотто (1720—1780).

В городских пейзажах Варшавы и Кракова, созданных Белотто, появляются многочисленные маленькие фигуры представителей всех слоев польского общества, которых он старается характеризовать с возможно большей точностью в передаче типов, костюмов и обстановки. Изображение в его картинах, продолжающих традиции венецианской ведуты, уличных сцен народной жизни, явилось существенным вкладом в дальнейшее развитие бытового жанра в польском искусстве. В этих работах, в отличие от полуфантастических полотен Баччиарелли, заложены истоки реалистической исторической картины.

Автопортрет Белотто в облике венецианского посла
Бернардо Белотто. Вид в сторону Краковского предместья, 1773 г.

В 1790-е гг. стали ощутимо видны основы национальной школы нового времени. Это проявилось в творчестве молодых художников. Таков, например, Казимир Войняковский (1771 — 1812). Учился сначала в Кракове, затем в Варшаве. Участвовал в национально-освободительном восстании под руководством Тадеуша Костюшко. поддерживал тесные дружеские отношения с работавшим в Варшаве в 1791-1794 гг. австрийским художником - портретистом Иосифом Грасси.

Талантливый портретист, соединивший в своих работах национальную традицию с новыми веяниями предромантизма. Примером могут служить портрет генерала Иосифа Коссаковского (Краков, Народный музей), портрет Костюшко и многие другие. В числе характерных портретов этих лет может быть назван «Портрет Б. Мадалинской» Иосифа Фаворского.

Казимир Войняковский
Принятие Конституции 3 мая 1791 года, Казимир Войняковский (1806).

На 1790-е гг. падает расцвет творчества Франтишека Смуглевича, принесшего в польское искусство идеи классицизма. Смуглевич обучался в Риме у Рафаэля Менгса. В 1784 году вернулся в Варшаву. В 1785 году и, после перерыва, с 1797 года жил и работал в Вильне, в 1786—1797 годах в Варшаве, где основал частную школу живописи. В 1797 г. Смуглевич переехал в Литву, где возглавил только что основанное отделение изобразительных искусств при Вильнюсском университете; профессор (1797). В 1800—1801 годах жил и работал в Санкт-Петербурге, в частности оформлял интерьеры Михайловского замка.  Автор цикла акварелей с видами архитектурных памятников Вильны (1785; Художественный музей Литвы), имеющих значение источника ценной иконографической информации об исчезнувших или необратимо изменившихся сооружениях.

Франтишек Смуглевич

Благодаря многочисленным репродукциям широко известны акварели Смуглевича, зафиксировавшие ворота виленской городской стены и развалины королевского замка в Вильне. В 1802 году вместе с братом Антонием Смуглевичем декорировал зал заседаний в Главной виленской школе, ныне Зал Смуглявичюса Вильнюсского университета (читальный зал редкой книги библиотеки Вильнюсского университета).

В Польше он стал автором полотен, прославляющих гражданственные идеалы («Присяга  Костюшко» и др.) и большого цикла рисунков на темы  истории Речи посполитой.  

Франциск Смуглевич - Могила Родины, 1794

Крупнейшие заслуги в развитии  искусства Речи Посполитой этого периода принадлежат Яну Петру Норблину (1745—1830), французу, работавшему в Польше с 1774 до 1804 г. и создавшему здесь все свои значительные произведения в области живописи и графики. Заказные работы Норблина — росписи в Неборове и во дворце Аркадия (1780-е гг.) и картины празднеств, разыгрывавшихся в аристократических поместьях, как, например, его «Праздник» в Львовской картинной галлерее, — отличаются большими декоративными качествами, композиционной изобретательностью, яркостью и красотой колорита. В своих графических произведениях— рисунках и офортах — Норблин развивает реалистические традиции, опираясь на изучение творчества Рембрандта и голландцев 17 века. Он создал множество острых, точно наблюденных изображений польских типов и сцен из народной жизни, проникнутых демократическими идеями, в том числе иллюстрации к сатирической антифеодальной поэме Красицкого «Мышеида» (вторая половина 1770-х гг.), офорт «Гетман Мазепа» (1775) и др.

Полонез, Ян Петр Норблин
«Рынок на Праге», Ян Петр Норблин, (Прага - предместье Варшавы).

В его графике встречаются многочисленные бытовые сцены, правдиво отражающие польскую действительность, такие, как «Наказание крестьянина батогами на помещичьем дворе». Норблин запечатлел в своих рисунках многие эпизоды восстания 1794 г., изобразив, в частности, «Казнь изменников в Варшаве 28 июня 1794 г.», «Взятие Костюшко в плен в битве под Мацейовицами», «Штурм Праги». Демократическая идейность и реалистическая правдивость графических работ Норблина ставят его на виднейшее место в  искусстве Речи Посполитой  конца 18 века. Из его мастерской вышли многие талантливые ученики, продолжавшие в начале 19 в. развивать традиции своего учителя,—Михаил Плонский, работавший впоследствии в России Александр Орловский и другие.