Разделы
1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой
Культура
1769-1785
Деятельность театра Тизенгауза в Гродно и Поставах. Первоначально в труппе преобладали итальянские артисты, к 1778 году их сменили ученики Гродненской музыкально-театральной школы Тизенгауза. После отставки Тизенгауза в 1781 году труппа и школа работали в Поставах.
Театр Тизенгауза в Гродно был первым публичным театром города. Построено здание театра в 1772 году архитекторами Мезером и Сакко, хотя сам театр начал функционировать 30 апреля 1769 года. Созданный как небольшой ансамбль вокалистов и инструменталистов, вскоре театр преобразовался в постоянный коллектив с внушительным балетным и оперным репертуаром. Здание театра было соединено с дворцом Тизенгауза крытым переходом.
Главный зал театра представлял собой полукруглое помещение с амфитеатром и ярусными галереями по периметру и был сформирован по «итальянской кривой». Сцена с пятью планами декораций, партер, 22 ложи в два яруса и одна из лучших трупп в Европе. Для поиска талантливых преподавателей, музыкантов, певцов и хореографов, он отправил в Европу капельмейстера и скрипача Леона Ситаньского. В качестве учеников в школу набирали крестьянских детей из окрестных деревень, зачастую насильно, вопреки воле их родителей. В связи с отстранением от государственной службы, в октябре 1781 года А.Тизенгауз перевёл свою музыкально-театральную школу из Гродно в Поставы. Школа состояла из музыкального, театрального и балетного классов. Балетный класс начал активно функционировать только в 1782 году, когда в Поставы прибыл известный французский актёр, педагог и хореограф XVIII века François Gabriel Le Doux, который был учеником самого Гоэтано Верстриса, великого актёра, мима и мастера танца.
Воспитанников своей Гродненской балетной труппы он передал в аренду (на несколько лет) антрепренёру Народного Театра М. Бизэсти. С этими детьми впоследствии занимался итальянский танцор из Болоньи Кассимо Морелли. Известно, что в январе и феврале 1784 года Морелли три раза демонстрировал Варшавской публике балет, в котором танцевали бывшие подопечные Тизенгауза. В июне 1785 года, после смерти А.Тизенгауза, на основании его завещания труппа была передана королю Станиславу Августу Понятовскому. Он взял под своё покровительство труппу. Это был первый профессиональный польский коллектив, известный как «Народные танцоры Его Королевской Милости», положивший начало польскому балету.
В это же время в здании театра в Гродно (с 1780 года) выступали лишь гастрольные коллективы. Так продолжалось до тех пор, пока в 1802 году актриса и антрепренер Соломея Дэневеер (в других источниках - Дешнер) не получила разрешение на аренду здания городского театра на 10 лет и не организовала постоянный коллектив. Её театр считается первым профессиональным театром в Гродно. После смерти Дэневеер театр возглавил Ян Шиманский. В 1846-1852 года в здании располагался постоянный дирекционный русско-польский театр, в 1859 году здание было реконструировано, в результате чего увеличился его объем. В 1926-1929 года в театре выступала труппа виленского театра «Редута» Ю.Остервы. В это же время был надстроен балкон над входом в театр.
В 1929-1939 года в здании располагался польский театр имени Э.Ожешко. В 1940 году был надстроен третий этаж, в результате чего стал значительно вместительнее зал. В 1940-1941 года в здании работал Государственный польский театр кукол БССР, в 1945-1947 – Государственный русский драматический театр БССР, с 1947 года – драматический областной театр. В 1975 году театр вновь реконструировался: были расширены зрительный зал и сценическая коробка. С 1984 года в здании располагается театр кукол и носит в народе имя «Кукольный театр Тизенгауза в Гродно».