1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Исторические события и процессы на землях Беларуси

Культура

1770-1791

Деятельность Слонимского театра Огинского – придворной театральной труппы Михаила Казимира Огинского. Репертуар произведений, которые исполнялись на различных сценах театра, включало 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и более 460 других музыкальных произведений.

Слонимский театр Огинских представлял собой каменное двухэтажное покрытое черепицей здание на переднем фасаде которого располагались большие двустворчатые стеклянные двери. В театре имелись двухъярусные ложи, в каждой из которых был красивый паркетный пол и камин. Особенно выделялась богато украшенная картушем с гербом монарха королевская ложа. Осветлялось здание роскошной хрустальной люстрой, а так же многочисленными расположенными около стен лампами и настенными светильниками. Украшением театра служили, находившиеся в фойе, четыре алебастровые фигуры.

План Слонимской усадьбы и театра Огинских

Большая сцена театра была приспособлена для показа самых сложных спектаклей, оперных и балетных постановок, с выходом большого количества певцов и статистов, театрализованных конных баталий и водных феерий. Сцена была разделена на две половины: передняя ее часть предназначалась для игры актеров, а задняя служила для показа сцен на лодках. В этом случае часть сцены через систему труб заполнялась водой из соседнего выше расположенного става (пруда). Когда же вода была не нужна, а по ходу действия пьесы имела место какая-либо битва или марш войск, то эта часть сцены закрывалась толстыми щитами, а с тыльной ее стороны открывались огромные ворота, через которые врывались всадники. Технические возможности позволяли показать также и два фонтана, которые начинали бить на сцене, освещаясь бенгальскими огнями (при театре работал пиротехник – «мастер по фейерверкам» Т.Г. Ваксмунт).

«Слонимская капелла Огинского – придворный хор с оркестром гетмана великого литовского Михаила Казимира Огинского существовала в 1765-1793 годах. Обслуживала показы Слонимского театра Огинского, балы, костельные службы, совершала концертные поездки (например, выезд капеллы в Шклов в 1780 году). Определялась высоким профессиональным уровнем оркестра, своеобразным исполнительским стилем.

Придворная капелла ХIII века

В 1765 году под руководством капельмейстера Майзнера (Майснера) была организована музыкальная труппа, состоящая из 12 человек. С 1776 года капелла имела большой ансамбль инструменталистов и вокалистов (53 человека) во главе с дирижерами Ю. Паули, А. Данези. Среди музыкантов были: 24 крепостные (например, Райский, крепостной Радзивиллов, работал в Слониме в 1775-1780 годах и считался одним из наиболее талантливых участников капеллы) и иностранных (немецкие, чешские и итальянские певцы, инструменталисты и дирижеры (среди которых К. Чаприани). Расцвет деятельности капеллы приходится на 1780 год. С первой половины 1780-ых годов начинается ее упадок: сократился состав – многие иностранные музыканты перешли в Несвижскую капеллу Радзивиллов. Уже в 1785 году ансамбль состоял из 26 инструменталистов и вокалистов. Временный подъем капелла и театр пережили в конце 1780 – начале 1790-ых годов, однако в 1792 году в оркестре осталось всего 12 музыкантов и он уже не составлял художественного целого, а в 1793 году капелла прекратила свое существование.

Слонимская музыкальная школа действовала в 1770-1780-ых годах при Слонимском театре Огинского. В школе обучались мальчики и девочки, в том числе крепостные, с целью подготовки певцов и музыкантов для театра и слонимской капеллы Огинского.

Слонимская балетная школа действовала при Слонимском театре Огинского. С 1777 года существовал небольшой балетный ансамбль (8 человек), подготовленный балетмайстером Ноаком. В 1781 году под его руководствам укомплектована школа (в 1785 году – 18 учеников, после 1790 года больше). Сначала среди учеников преобладали дети придворных музыкантов, позже – крепостных крестьян. Учеников кроме танцев учили также чтению и письму. Расцвет школы и подготовленной ею труппы связан с деятельностью балетмайстера и композитора Ф. Марини (около 1781-1788 годов), балетмейстеров мужа и жены Экеров, а также польского танцовщика, солиста, балетмейстера и педагога слонимского балета Ф. Шлянцовского (работал в 1785-1792 годах).

В 1788 году четыре воспитанника выступали в Варшаве в балете “Рыбаки”. В сезон 1790-1791 годов группа (приблизительно 20 человек) показала 4 спектакля на гастролях в городе Дубно (Украина). Слонимский балет успешно конкурировал с королевским балетом в Варшаве. С 1792 года школа и балетная труппа была переведена в местечко Телеханы (теперь Ивацевичский район Брестской области).

Оперный театр ХIII века

Сам Михал Казимир  Огинский разнообразно проявил себя в творчестве. Он хорошо рисовал, писал стихи и оперные либретто, сочинял музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах. В юношеские годы он брал уроки у известных западноевропейских скрипачей. Затем продолжил совершенствовать своё мастерство дома: солировал в скрипичных концертах, исполнял партию первой скрипки в домашнем оркестре, участвовал в исполнении струнных квартетов Гайдна, Боккерини, Стамица. Помимо скрипки владел искусством игры на кларнете, за что получил от современников прозвище «гетман-кларнет». Известно также, что он был замечательным арфистом и внёс изменения в технические характеристики этого инструмента.

Разнообразным было и музыкальное творчество Огинского. По косвенным свидетельствам, он являлся автором пяти опер, партитуры которых не сохранились. В настоящее время найдены и введены в современную музыкальную практику 12 песен без аккомпанемента в рукописи 1770 г. и 14 песен в сопровождении двух скрипок и баса, опубликованных в варшавских изданиях 1768 г. Данный опус получил известность как цикл песен «Да Касі», написанных на собственные слова. Названия песен («Аб шчырым сэрдцы», «Неспадзяваны добры дзень», «Коцік – верабей», «Аб плаванні», «Розныя густы», «Аб масках» и др.) свидетельствуют об оттенках настроений и отражают поучительный опыт, который рассказчик извлекает из разнообразия жизненных явлений.

Михаил Казимир Огинский. XVIII век. (неизв. худ. Национальный музей в Варшаве)

В годы работы у Огинских вместе со своим воспитанником Михаилом Клеофасом часто наведывался в Слоним О́сип Анто́нович Козло́вский (1757-1831) — белорусский и русский композитор, органист, выходец из семьи белорусских дворян. В России О. Козловский был причислен к основателям национальной композиторской школы. Музыкальную одарённость мальчика заметил его дядя, В. Ф. Трутовский – известный музыкант, камер-гуслист при дворе Екатерины II, собиратель русских народных песен. Он отвёз семилетнего Осипа на учёбу в Варшаву, в капеллу при соборе св. Яна, где Козловский приобрёл навыки хориста, скрипача и органиста. С 1773 по 1786 г. музыкант работал наставником в доме графов Огинских, обучая Михала Клеофаса и его сестру Юзефу. С 1786 по 1796 г. О. Козловский служил офицером русской армии, был участником взятия Очакова. После зачисления в свиту князя Г. Потёмкина он был переведён в Петербург. Здесь в 1791 г. создал торжественный полонез «Гром победы, раздавайся», после чего приобрёл известность как композитор.

О́сип Анто́нович Козло́вский

С 1799 г. Козловский служил в Дирекции императорских театров вначале в должности инспектора, а с 1803 г. – директора музыки. Он руководил оркестрами, организовывал придворные празднества, наблюдал за подготовкой музыкантов в театральном училище. В 1819 г. вследствие тяжёлой болезни композитор оставил службу и, по-видимому, прекратил творческую деятельность. В 20-х годах XIX в. музыкант ненадолго посетил Беларусь, побывал в Залесье, в имении Михала Клеофаса Огинского, и в усадьбе мецената Л. Рокицкого в Городищах. Известность композитору принесли симфонические и фортепианные полонезы, ряд опер, мелодрам и музыка к трагедиям В. Озерова, Я. Княжнина, П. Катенина и др., а также ставшие предвестием русского классического романса «Российские песни» для голоса и фортепиано (на слова Г. Державина, А. Сумарокова, Ю. Нелединского-Мелецкого и др. русских поэтов). Среди произведений концертно-театральных жанров две комические оперы «Новорожденный» (на французский текст) и «Оленька» (конец 18 ст.). Первое музыкально-театральное произведение композитора, дошедшее до нашего времени — трагедия «Эдип в Афинах» (1804, драматург В.Озеров). Новым шагом стали мелодрама «Фингал», музыка к трагедии Княжнина «Владислав» (1809), трагедии «Дебора, или Триумф веры» (1810), «Царь Эдип» (1811), мелодрамы «Эсфирь» (1816), «Жнеи, или Дожинки в Залесье» (1821, музыка последней, к сожалению, пока не найдена). Среди произведений кантатно-ораториального жанра выделяются праздничная кантата «Te Deum Laudamus» («Тебя, Бога, хвалим», 1814—1815) в честь победы в войне с Наполеоном (впервые прозвучала во время коронации Николая I) и реквием на погребение польского короля Станислава Августа (1798, костёл Св. Екатерины в Санкт-Петербурге); вторую редакцию реквиема Козловский переработал как Траурную мессу на погребение Александра I (1826). Работал также в камерном жанре, написал около 30 российских песен.  За свою жизнь О. Козловский создал множество произведений. Все свои сочинения он подписывал «любитель», хотя, в сущности, являлся высокопрофессиональным композитором.