1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Исторические события и процессы на землях Беларуси

Культура

1751-1760

Открытие Иеронимом Флорианом Радзивиллом театра в городе Слуцке, где ставились балеты и оперы на итальянском и немецком языках.

Слуцкий театр принадлежал  И. Ф. Радзивиллу (1715-1760).  Началом театральных показов в Слуцке считают 1751 год. В это время для театральных нужд приспосабливали то манеж, то довольно тесное помещение оружейной палаты слуцкого замка, то помещение бывшего «судного дома». Формирование первой труппы столкнулось с определёнными трудностями: актёры, узнав о деспотическом нраве князя, который мог больных артистов и музыкантов поднимать с постели и гнать на спектакли, сажать на гауптвахту, силой принуждать к продолжению контракта, - не хотели ехать в Слуцк. Поэтому к спектаклям привлекали музыкантов капеллы, а также педагогов кадетского корпуса. Солдаты гарнизона – «гранд-мушкетёры» - обязательные участники всех массовых сцен. Они же, в парадной форме, с оружием служили «украшением» зала: их ставили навытяжку около ложей во время спектаклей. Дух прусской казармы витал в театре, обозначал его вкус. Специально для показов на немецком языке писались драмы, рассчитанные на театральные картины с выходом на сцену целых рот солдат: взятие штурмом крепостей, фехтование, баталии, сцены покарания смертью через повешение. Иероним Радзивилл увлёкся и «шатен-шпилем» - теневым театром, участвовать в котором приказывал всем актёрам. Он считал, что такие спектакли больше доходят до публики, которая не знала немецкого языка. Эти спектакли сочетались с показами марионеток, комедий «дэль артэ», «турецких комедий», оперных спектаклей

Иероним Флориан Радзивилл

В 1756 году в Слуцк прибыла новая партия актёров, которых наняли в Гданьске и Вене. Чтоб сопровождать их в свои владения, был выслан конный эскорт во главе с генералом, который на возах вёз труппу вместе со зверинцем и рабами-неграми. Им предстояло выступать на сцене построенного «комедихауза». Слуцкий «комедихауз» был оборудован кулисными машинами, имел партер с покрытыми сукном лавками, был окружен ложами. Зал, украшенный зеркалами, имел неглубокую сцену с занавесом и живописными декорациями, натянутыми на рамы. Перед сценой было отведено специальное место для оркестра. Вокруг театра находились флигели, где жили музыканты, певцы, а также размещалась балетная школа, которая в 1756 году создала первую балетную труппу в истории Беларуси. Владетельный князь не только хотел украсить свой быт балетом, но и стремился подготовить своих собственных танцовщиков и танцовщиц, которые должны были обходиться ему намного дешевле, чем иностранцы, содержание которых требовало больших денег. Исходя из этого, приглашение такого отличного педагога, каким был итальянский балетмейстер Антони Путини, являлось несомненным успехом. Путини приехал из Вены и, возможно, вместе с ним приехал известный французский танцор Луи Дзюпре, солист парижской оперы, один из основателей мужского классического танца. Иероним Флориан поручил им в короткий срок создать труппу. Л.Дзюпре и А.Путини в балетную школу набрали 8-10-летних детей из семей слуцких мещан – подданных князя. Выбирая детей, балетмейстеры смотрели: прямые ли у них ноги и изящная ли фигура. Среди них были и будущие звёзды радзивилловского театра. С крепостными не считались, детей принуждали танцевать по шесть часов в день, жестоко наказывали за самую незначительную провинность (в школе был карцер), кормили бедно. Надзирателям при «балетниках и балетницах» позволялось употреблять розги. Жёсткий дух прусской казармы, такой милый князю, вводился и в балетных классах. После смерти Радзивилла в мае 1760 года школу перевели в Несвиж.