1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Исторические события и процессы на землях Беларуси

Культура

1740-1791

Театральная и музыкальная деятельность в театре князей Радзивиллов в Несвиже, в котором ставились спектакли, драмы, пантомимы, оперы и балеты.

В 1740—1791 годах в Несвиже действовал крепостной театр князей Радзивиллов. С 1746 года театр управлялся княгиней Франциской Урсулой Радзивилл и действовал как любительский: в спектаклях наряду с крепостными участвовали члены княжеской семьи, шляхта, кадеты несвижского корпуса, наёмные актёры. Представления в сопровождении Несвижской капеллы Радзивиллов проходили в замке «Комедненхауз» (перестроен в 1748 году архитектором К. Ждановичем), в предместье Несвижа Альбе под открытым небом в «зелёном театре» и в не сохранившимся до наших дней дворце «Консоляция». Спектакли ставились на польском, итальянском, немецком и французском языках. В репертуаре театра были произведения, написанные самой Франциской Радзивилл — комедии «Остроумная любовь» (1746), «В очах рождается любовь» (1750), и «Судья, лишённый разума» (1751), «Любовь — великолепная мастерица» (1752), драмы; оперы «Слепая любовь не думает о конце» и «Счастливое несчастье» (1752); переделанные ею пьесы Мольера, а также балеты, пантомимы. С 1746 года режиссёром театра Радзивиллов был Я. П. Фричинский, балетмейстером — Шреттер (с 1746) и Л. Матье (с 1750), капельмейстерами были Ян Тентилович и Е. Баканович.

Франциска Урсула Радзивилл

В 1753—1762 князь Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» придал театру профессиональный характер — пополнил крепостную труппу актёрами, создал театральную (музыкальные, вокальные классы) и балетную школы и оркестры: народных инструментов («литовская музыка»), роговой и военный («янычарня»). В репертуаре театра были произведения Франциски Радзивилл, комедии Мольера («Маскариль» и «Сганарель», 1755; «Жорж Данден», 1757; и другие), Вольтера («Заира», 1757), С. Мытельского («Иосиф-патриарх»), В. Ржевусского («Жолкевский» и «Владислав под Варной», 1761), итальянские и немецкие комические оперы и балеты. Театр выезжал в Слуцк (между 1755—1759), Белую (1753, 1761), Жолкву (1753), Олыку (1753), в 1755 году работал в здании «нового театра».

Театр Радивиллов

При князе Карле Станиславе Радзивилле «Пане Коханку» в составе театра (1762—1764, 1777—1786) были труппа драматических актёров (с 1783 года режиссёр Л. Перожинский, актёры К. Овсинский, В. Ясинский, С. Закжевский и другие), группа итальянских певцов и балет (более 20 крепостных танцоров, балетмейстер с 1750 — Луи Дюпре, с 1761 — А. Путини, с 1762 — Я. Оливье, с 1779 — А. Лойко и Г. Петинетти). В репертуаре были балеты А. Путини, оперы Дж. Паизиелло, Я. Голанда, К. Глюка («Орфей и Эвридика») и другие. В Несвижском театре Радзивиллов использовались несколько типов декораций (из зелёных боскетов, объёмные павильоны, симультанные декорации).

В 1785 году была открыта драматическая школа для крепостных под руководством М. Вернера и С. Закжевского. С 1786 года театр работал нерегулярно.

Несвижский театр Радзивиллов. Декорации к спектаклю.

Большой вклад в развитие театра вносит  сводный брат Кароля Станислава Радзивилла («Пане Коханку») - Матей Радзивил (1751 – 1821) – талантливый поэт, композитор, общественный деятель. В 80-е годы Матей Радзивил стал каштеляном виленским и получил земли на Новогрудчине и в других местах Беларуси и Польши. Тогда же активизировалась творческая деятельность мецената – он создал либретто оперы «Агатка» с музыкой немецкого композитора Я. Голланда, поставленной в Несвиже в 1784 г., а в 1786 г. написал оперу «Войт селения в Альбе», где был либреттистом, композитором и исполнителем одной из главных ролей. Из музыкального творчества композитора-любителя известны дивертисмент и 6 полонезов для камерного оркестра, 3 фортепианных полонеза, серенада для струнного квартета и соната для скрипки и фортепиано. Эти произведения, написанные в 1788 – 1797 гг., имеют посвящение саксонскому курфюрсту Антонию и принцессе Анне, с которыми Радзивил был дружен. Все произведения едины по стилю. Для них характерны светлые образы, простые средства выразительности, чёткие формы и всепроникающая консонантность.

Матей Радзивил

Композитор Ян Давид Голланд (1746 – 1827) вошёл в историю белорусской музыки как автор первой национальной оперы «Агатка», написанной на либретто белорусского либреттиста и композитора М. Радзивила.  Ян Давид Голланд родился 17 марта 1746 г. в немецком городе Сент-Андреасберге. С 1771 г. он жил в Гамбурге. В этом городе он с 1776 г. занял должность директора музыки гамбургского кафедрального собора, где ему посчастливилось работать в содружестве с Ф. Э. Бахом С середины 70-х и до начала 80-х годов XVIII в. симфонии, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные пьесы Голланда постоянно исполнялись в концертах. В 1782 г. композитор переехал в Речь Посполитую и работал при дворе Кароля Радзивила («Пане Коханку»). В Несвиже Голландом были созданы комические оперы «Агатка, или Приезд господина», «Чужое богатство никому не впрок», балет «Орфей и Эвридика», струнный квартет и кантата, посвящённая его покровителю Каролю Радзивилу. Известно, что в 1790 г. музыкант работал в Гродно и Варшаве, а с 1802 г. на протяжении последующих 23-х лет преподавал теорию музыки на факультете литературы и свободных искусств Виленского университета, руководил хором и оркестром. Опыт педагогической деятельности он обобщил в музыкально-теоретической работе «Академический трактат о настоящем искусстве музыки».  Большое значение для белорусской музыкальной культуры имеет комическая опера Я. Д. Голланда «Агатка, или Приезд господина». Её премьера состоялась 17 сентября 1784 г. в Несвиже и была приурочена к приезду короля Станислава-Августа Понятовского. Популярность этой оперы была так велика, что после премьеры она в течение сорока лет не сходила со сцен Варшавы, Кракова, Люблина, Жанр произведения авторы определили как «оперетка».