1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Исторические события и процессы Российской империи

Геополитика

1787

Поездка в Крым с инспекцией территорий, присоединенных к России в результате недавних войн, императрицы Екатерины II в сопровождении придворных и иностранных гостей.

Идея путешествия императрицы Екатерины II в Крым появилась еще в 1780 году, а подготовка к нему началась в 1784 году, когда князь Григорий Потемкин подписал ордер, предписывающий отстроить на пути следования Императрицы гостиницы, гостевые дома, дороги и даже целые города. Путешествие поражает своей масштабностью и огромным количеством  потраченных средств, ведь практически с нуля отстраивались целые города, в которые планировала заехать Императрица - Екатеринославль, Херсон, Николаев, Симферополь, Севастополь.

Целью путешествия была инспекция территорий, присоединенных к России в результате недавних войн с турками и переданных под управление Григория Потемкина, а также встреча с австрийским императором Иосифом для обсуждения дальнейших планов совместных действий против Османской империи.

Путешествие Екатерины из Санкт-Петербурга в Крым и обратно началось в январе 1787 года и продолжалось шесть месяцев. За это время она посетила Киев, Чернигов, Херсон, Симферополь, Бахчисарай, Мариуполь, Севастополь: старые и вновь отстроенные города, через которые пролегал путь ее кортежа.

Специально для путешествия был разработан справочник-путеводитель

Вместе с многочисленной обслугой в путешествие отправились почти 200 человек. Расселись по местам, и кортеж, состоящий из 14 карет, 124 саней с кибитками при 40 запасных санях двинулся в путь, растянувшись на версту. Сама царица ехала в карете на 12 персон, запряжённой 40 лошадьми – фактически это был дом на колёсах. На границе каждой губернии кортеж встречали и сопровождали первые лица губернии. На каждой станции царский поезд ожидало до 600 свежих лошадей.

Специально для путешествия был разработан справочник-путеводитель.
Изначально кортеж прибыл в Киев и пробыл там почти три месяца: ждали, когда вскроется Днепр. Далее флотилия, состоявшая из 50 галер, двинулась дальше. Посетили только что отстроенные города Екатеринослав (Днепропетровск) и Херсон.

По ночам кортеж Императрицы походил на посадочные огни современных аэропортов - по дорогам были расставлены бочки со смолой, которые горели и освещали путь.

Сопровождавший Императрицу посол Франции Луи-Филипп де Сегюр вел записи. Вот описание отъезда Императрицы из Киева

«22 апреля 1787 года императрица пустилась в путь на галере в сопровождении великолепнейшей флотилии, которая когда либо шла по широкой реке. Она состояла из 80 с лишком судов с 3 тыс. человек матросов и солдат. Впереди шли семь нарядных галер огромной величины, искусно расписанных, с множеством ловких матросов в одинаковой одежде. Комнаты, устроенные на палубах, блистали золотом и шелками. На каждой из галер была своя музыка».

Также Сегюр описал фейерверк в городе Каневе.

«По уступам её была прорыта канава, наполненная горючим веществом; его зажгли, и оно казалось лавою, текущею с огнедышащей горы, и сходство было тем разительнее, что на вершине горы взрыв более 100 тыс. ракет озарил воздух и удвоил свет, отразившись в водах Днепра. Флот наш тоже был великолепно освещён, так что на этот раз для нас не было ночи»

Дорогу в Крым Потемкин потребовал «сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским. Я назову ее Екатерининский путь».

Фейерверк в городе Каневе, описанный Сегюром

Он повелел обозначить победное шествие Екатерины от моря до моря специальными «дорожными знаками»: каждая верста обозначалась специальным треугольным обелиском, а через каждые десять верст водружали каменную «милю» — «круглую пропорционально вытесанную колонну с украшением вроде осьмиугольной капители».

В Кременчуге кортеж встречали при большом стечении народа, пушечная пальба сопровождала Екатерину и ее спутников, которых перевезли на берег в шлюпках, а во дворец в каретах. После посещения Херсона, который очень понравился Екатерине и военного приема, а также прогулке по городу, кортеж двинулся в Таврическую область, где был встречен правителем области В.В. Каховским и задержался тут на 2 недели. Вскоре путешественники пересекли Перекоп и насладились видом минаретов, татарских деревушек, соляных озер и курганов.

Екатерининская миля

Большинство путевых дворцов, отстроенных специально для этого путешествия не сохранились до наших дней. Так полностью был разрушен дворец в Карасубазаре (современный Белогорск). Императрицу здесь встретили необыкновенной красоты фейерверком, для которого за 2 тысячи верст Потемкин прислал часть бомбардирской роты Преображенского полка.

От Алма-Кермена, не доезжая 11 верст до Бахчисарая, императрицу провожала конница татар, составленная из родовитых мурз численностью от 1 до 2 тысяч человек. Их блестящие костюмы и джигитовка приводили в восторг Екатерину и Иосифа, она останавливалась в бывшей ханской опочивальне.

Бывшая ханская опочивальня, в которой останавливалась Екатерина II, посещая Бахчисарай

В Инкерманской бухте для Императрицы был специально выстроен павильон, занавес которого был открыт в опеределенный момент и Императрица с восторгом увидела бухту Севастополя. На рейде покачивались 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 20 мелких судов, 3 бомбардирские лодки и 2 брандера. На флагманском корабле «Слава Екатерины» был поднят кайзер-флаг, из всех пушек корабли открыли огонь.

«Внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим предстало величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на двенадцать вдаль и на четыре в ширину; посреди этого залива в виду царской столовой выстроился в боевом порядке грозный флот. Нам казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы (Санкт-Петербурга), в недавно приобретенном крае, Потемкин нашел возможным воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот и поселить столько жителей. Это действительно был подвиг необыкновенной деятельности!», — писал граф де Сегюр о посещении Севастополя.

Встреча Екатерины II ногайскими татарами в Ольвиополе (с редкой гравюры)

Екатерина восхищенная Севастополем, побывала в Балаклавской бухте, где Потемкин устроил ей встречу с «амазонками» - офицерские жены и дочери на лошадях из расквартированного греческого батальона. Всего сто наездниц выехали навстречу в специально пошитой униформе: юбки малинового бархата, куртки зеленого бархата, белые тюрбаны. Императрица была поражена такой встрече, командиру амазонок Елене Ивановне Сарандовой было присвоено звание «капитан амазонок» и впоследствии был передан перстень с бриллиантом. Севастопольский путевой дом (дом контр-адмирала Томаса Ф. Мекензи), где жила Екатерина, к сожалению не сохранился его снесли в 1920-х годах.

«Амазонки» выехали навстречу Императрице

Екатерина также побывала в Байдарской долине и была восхищена ее богатствами и красотой, а также проехала по южному берегу до Ласпи и восторгалась открывшимися видами.

Посещение Симферополя, только начавшегося отстраиваться, было приятным дополнением к путешествию. Конечной точкой Крымского путешествия оказалась Феодосия, здесь при посещении монетного двора была отчеканена сувенирная золотая медаль «Путь на пользу» в честь путешествия.

Посещение Феодосии. Картина Айвазовского

На обратном пути Екатерина посетила Полтаву, где Потемкиным в честь Полтавской битвы было организовано еще одно грандиозное мероприятие.

70 эскадронов, 4 батальона пехоты из гренадеров и 4 батальона егерей при 40 орудиях полевой артиллерии «атаковали неприятеля». «Удовольствием и гордостью горел взор Екатерины, казалось кровь Петра великого струилась в ее жилах. Это величественное зрелище достойно увенчало наше романтическое и вместе историческое путешествие», — отмечал де Сегюр.

Потёмкинские дере́вни — исторический миф о бутафорских деревнях, которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье — территории современной Украины и Крыма, которые были отвоёваны у Османской империи.

Согласно легенде, в недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе. Эти достижения удивили не только государыню, но и представителей иностранных дворов, которые путешествовали вместе с ней, а также присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II.

В настоящее время авторство легенды приписывается саксонскому дипломату Георгу Гельбигу. Как считается, впервые легенда была опубликована анонимно, впоследствии — в книге-памфлете Г. А. Гельбига «Потёмкин Таврический» (русский перевод — «Пансалвин — князь тьмы»). В 1811 году эта книга была издана на русском, вызвав возмущение ещё живых родственников Потёмкина. На самом деле рассказы о бутафорских деревнях, написанных на щитах, и поселянах, приведенных к «месту жительства» за много верст, встречаются в европейских сочинениях о России и Екатерине II задолго до издания указанного труда.

Бутафорские деревни

Французский путешественник Форсия де Пилес, побывавший в России в 1791—1792 гг. и опубликовавший материалы спустя четыре года, кратко касаясь путешествия императрицы в Крым писал следующее.

«Как любого государя, её часто обманывали», и в этом путешествии она всему радовалась и восхищалась, не зная, что «дороги были починены тогда только, когда сделалось известно об её отъезде; что оные многочисленные деревни, предмет её восхищений, были созданы для проезду её и разрушены в тот же день, и несчастные крестьяне, пришедшие за тридцать и сорок лье, чтоб стать по сторонам пути и жить в оных домах в продолжение нескольких дней, были отосланы восвояси. То было изобретение гения Потемкина, который сумел таковою хитростью нового рода убедить свою монархиню, что страна, почитаемая пустынею, процветает».