1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Исторические события и процессы в Западной Европе

Культура

1786-1787

Создание Амадеем Моцартом, великим австрийским музыкантом и композитором, опер «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан». Премьеры этих опер состоялись: первая - в Вене 1 мая 1786 года, вторая - в Праге 29 октября 1787 года.

Иоганн Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – виртуозный австрийский музыкант и композитор, самый популярный среди всех композиторов-классиков. Его влияние на мировую культуру в области музыки огромно. У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать. Его сочинения стали шедеврами мировой камерной, симфонической, хоровой, концертной и оперной музыки.

В 1785 году Вольфганг Амадей Моцарт и его либреттист Да Понте взялись за материал революционной французской пьесы - комедии Бомарше «Безумный день». К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года в Вене и закончил его через пять месяцев. Премьера состоялась в Вене в Бургтеатре и прошла с незначительным успехом. Сначала пьеса Бомарше была запрещена в Вене, как произведение, высмеивающее аристократию и связанное с французской революцией.

Для справки

Краткое содержание пьесы. Камердинер Фигаро и его хозяин, граф Альмавива, становятся противниками, когда Альмавива начинает ухаживать за невестой своего слуги. Взрывоопасный конфликт между дворянством и низшим сословием разыгрывается в сфере личных взаимоотношений - как противостояние между легкомысленным высокомерием «хозяина» и честными чувствами его слуги.

Иоганн Вольфганг Амадей Моцарт

«Женитьба Фигаро» таким образом, стала оперным шедевром вне времени. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года. На русский язык либретто оперы впервые перевёл для пения Пётр Ильич Чайковский.

Прага была без ума от оперы «Женитьба Фигаро», и Моцарт подписывает контракт с театральным предпринимателем Паскуале Бондини на сочинение новой оперы для пражского театра. «Дон Жуан, или Наказанный развратник» — опера-буфф в двух актах на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы написано на итальянском языке и выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал  глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. Моцарт и Лоренцо да Понте работали легко и премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге. Исполнение оперы принесло Моцарту небывалый триумф, по выражению самого Моцарта, «с самым громким успехом».

Сцена из оперы «Женитьба Фигаро». Акварель XIX в.

Средневековая испанская легенда об  обольстителе женщин Дон Жуане, является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений – драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических. В разное время этот герой привлекал внимание известных поэтов и драматургов самых разных стран: Тирсо де Молина,  Мольер, Гольдони, Пушкин. В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей на тот же сюжет. Дон-Жуан Моцарта  – это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон-Жуан на своем пути.

Моцарт назвал оперу «Дон Жуан» «веселой драмой» (drama giocoso),  однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного и возвышенного,

Афиша 1788года и персонажи оперы «Дон-Жуан»

Моцарт, по существу, открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр, который получил развитие в XIX веке – психологическую музыкальную драму.
Каждый из персонажей оперы обрисован как неповторимая личность, не сводимая к одной идее. Среди них есть герои комедийного плана (трусоватый, но не покидающий господина даже в самую страшную минуту Лепорелло, лукавая простушка

Церлина, «неотесанный», однако верный своей любви Мазетто); есть «борцы за идею» – Донна Анна и Оттавио, трогательная и по-христиански самоотверженная Донна Эльвира.  Сам Дон Жуан выступает как герой комедийной оперы, но противоречивость его натуры, как и трагическая смерть, никак не укладываются в комедийные рамки.

Драматургию «Дон Жуана» можно назвать «шекспировской», поскольку главной ее особенностью является  противопоставление двух «полюсов»: праздничности, веселой игры, связанной с Дон Жуаном, и трагического, рокового, потустороннего начала – «мира Командора». Этот конфликт развивается на протяжении всей оперы, достигая кульминации в финале.