Разделы
1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой
Культура
1786-1787
Создание Амадеем Моцартом, великим австрийским музыкантом и композитором, опер «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан». Премьеры этих опер состоялись: первая - в Вене 1 мая 1786 года, вторая - в Праге 29 октября 1787 года.
Иоганн Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – виртуозный австрийский музыкант и композитор, самый популярный среди всех композиторов-классиков. Его влияние на мировую культуру в области музыки огромно. У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать. Его сочинения стали шедеврами мировой камерной, симфонической, хоровой, концертной и оперной музыки.
В 1785 году Вольфганг Амадей Моцарт и его либреттист Да Понте взялись за материал революционной французской пьесы - комедии Бомарше «Безумный день». К сочинению музыки Моцарт приступил в декабре 1785 года в Вене и закончил его через пять месяцев. Премьера состоялась в Вене в Бургтеатре и прошла с незначительным успехом. Сначала пьеса Бомарше была запрещена в Вене, как произведение, высмеивающее аристократию и связанное с французской революцией.
Для справки
Краткое содержание пьесы. Камердинер Фигаро и его хозяин, граф Альмавива, становятся противниками, когда Альмавива начинает ухаживать за невестой своего слуги. Взрывоопасный конфликт между дворянством и низшим сословием разыгрывается в сфере личных взаимоотношений - как противостояние между легкомысленным высокомерием «хозяина» и честными чувствами его слуги.
«Женитьба Фигаро» таким образом, стала оперным шедевром вне времени. Подлинное признание опера приобрела только после постановки в Праге в декабре того же года. На русский язык либретто оперы впервые перевёл для пения Пётр Ильич Чайковский.
Прага была без ума от оперы «Женитьба Фигаро», и Моцарт подписывает контракт с театральным предпринимателем Паскуале Бондини на сочинение новой оперы для пражского театра. «Дон Жуан, или Наказанный развратник» — опера-буфф в двух актах на либретто Лоренцо да Понте по пьесе Антонио де Саморы написано на итальянском языке и выдержано в комедийном плане. Однако музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. Моцарт и Лоренцо да Понте работали легко и премьера состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге. Исполнение оперы принесло Моцарту небывалый триумф, по выражению самого Моцарта, «с самым громким успехом».
Средневековая испанская легенда об обольстителе женщин Дон Жуане, является одним из самых популярных сюжетов в истории мирового театра. Она легла в основу множества театральных представлений – драматических, музыкальных, народных, кукольных, хореографических. В разное время этот герой привлекал внимание известных поэтов и драматургов самых разных стран: Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Пушкин. В год создания моцартовского шедевра только в Италии шло сразу несколько оперных спектаклей на тот же сюжет. Дон-Жуан Моцарта – это воплощение безрассудной отваги, кипучей энергии, неистребимого оптимизма и любви к жизни. Именно в жизнелюбии заключен главный секрет обаяния этого героя. Однако его эгоизм, презрение к законам чести и морали становятся источником несчастья для всех, кого встречает Дон-Жуан на своем пути.
Моцарт назвал оперу «Дон Жуан» «веселой драмой» (drama giocoso), однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного и возвышенного,
Моцарт, по существу, открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр, который получил развитие в XIX веке – психологическую музыкальную драму.
Каждый из персонажей оперы обрисован как неповторимая личность, не сводимая к одной идее. Среди них есть герои комедийного плана (трусоватый, но не покидающий господина даже в самую страшную минуту Лепорелло, лукавая простушка
Церлина, «неотесанный», однако верный своей любви Мазетто); есть «борцы за идею» – Донна Анна и Оттавио, трогательная и по-христиански самоотверженная Донна Эльвира. Сам Дон Жуан выступает как герой комедийной оперы, но противоречивость его натуры, как и трагическая смерть, никак не укладываются в комедийные рамки.
Драматургию «Дон Жуана» можно назвать «шекспировской», поскольку главной ее особенностью является противопоставление двух «полюсов»: праздничности, веселой игры, связанной с Дон Жуаном, и трагического, рокового, потустороннего начала – «мира Командора». Этот конфликт развивается на протяжении всей оперы, достигая кульминации в финале.