Разделы
1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой
Культура
1760-1789
Музыкальная концертная деятельность в странах Европы во второй половине XVIII века: концертная жизнь в Париже и Лондоне; музыкальная жизнь Вены.
Музыкальное искусство второй половины XVIII века из замкнутого аристократического пространства постепенно перемещается в просторные залы, рассчитанные на широкий круг слушателей, что во многом привело к расцвету в европейской инструментальной музыке новых концертных жанров. Насыщенная концертная жизнь собирала в крупнейших музыкальных центрах Лондона, Парижа и Вены лучшие музыкальные силы Европы. Лондону принадлежит заслуга в организации первых публичных концертов, в Вене бурно развивались жанры инструментальной музыки, в Париж за славой приезжали виртуозы со всех концов Европы. Столица Франции была эталоном вкуса и элегантности, центром притяжения музыкантов разных стран. В музыкальной культуре Франции господствующую роль играл музыкальный театр (опера и балет), однако начинали приобретать популярность концерты симфонической и камерной инструментальной музыки. Наиболее распространенными в Париже стали приватные концерты (проходившие в домах светской аристократии), концерты различных музыкальных обществ (на абонементной и на разовой платной основе), а также публичные (рассчитанные на достаточно широкий круг слушателей). Приватные концерты – придворные, салонные, домашние, были рассчитаны на избранный, определенный круг людей.Особую роль в развитии французского музыкального искусства сыграли традиции салонного музицирования, которые зародились еще во времена Мольера, когда концерты устраивались в аристократических домах для развлечения гостей.
Французские любители музыки, которые не могли присутствовать на придворных концертах, организовывали у себя так называемые «концертные ассамблеи». Содержание музыкального салона становится признаком хорошего тона.
На находящейся в Музее Лувра картине Мишеля Оливье «Чай по-английски у принца де Конти» запечатлен день, когда юный Моцарт выступал в доме известного мецената. Эта картина относится примерно к маю - июню 1766 года, ко второму приезду Моцарта в Париж. В парижских музыкальных салонах культивировали серьезную камерную музыку, но отдавали должное и солистам-виртуозам, которые понимали, что признание в Париже – залог удачной европейской карьеры.
Михал Клеофас Огинский, бывая в разных странах Европы, посещал музыкальные салоны, где он встречался с многими знаменитыми музыкантами, и исполнял собственные произведения. В Берлине М. Огинский посещал музыкальные утренники А.Радзивилла. Не исключено, что он имел возможность мимоходом видеть А.Моцарта. «В письмах о музыке» Михал Клеофас вспоминает, что на салонных встречах был вынужден «до настоящей усталости» играть свой полонез.
Еще одной формой концертной жизни в Париже были концерты музыкальных обществ, которые организовывались как на безвозмездной, так и на платной основе. Нередко они преследовали благотворительные цели.
В крупных городах Европы широкое распространение получило совместное музицирование профессионалов и любителей, такая практика существовала столетием ранее, - во Франции и Италии подобные музыкальные собрания назывались «Академиями». Оркестр общества «Концерт Любителей» («Concert des Amateurs»), организованного еще в 1769 году Ф.Ж.Госсеком (1734-1829), считался одним из лучших в Европе. Он включал наравне с играющими дилетантами профессиональных музыкантов.
Приглашать высококлассных музыкантов позволяли средства, собранные меценатами и подписчиками концертов. По-видимому, суммы были немаленькие, так как по свидетельству современников, музыкальные собрания были обставлены с пышностью и блеском: оркестранты выступали «в расшитых камзолах с кружевными манжетами, со шпагой на боку и шляпой с перьями, которые лежали рядом с ними на банкетках». Деятельность этого общества приобрела большую популярность среди артистической публики, оказав большое влияние на развитие инструментальной музыки во Франции.
Важную роль в парижской музыкальной жизни играли публичные концерты. Во Франции право на организацию первых публичных концертов получил Королевский библиотекарь и композитор Анн Даникан-Филидор. Концертная организация «Духовный концерт» («Concert Spirituel»), учрежденная в 1725г., заняла одно из важнейших мест в музыкальной жизни Парижа и продолжала функционировать вплоть до революции 1789 года.
«Духовные концерты» получили свое название из-за того, что проводились во время религиозных постов, когда все оперные театры были закрыты. Изначально здесь исполнялась только духовная музыка на латинские тексты, позднее стала исполняться и светская вокальная. В состав хора и оркестра входили лучшие артисты Королевской оперы и придворные музыканты. Участие в «Духовных концертах» было для композитора чрезвычайно престижно. В 1778 году там состоялась премьера «Парижской» симфонии В.А. Моцарта. Особым успехом пользовались симфонии Й. Гайдна. В целом, за 64 года своего существования (1725-1789) этой организацией было дано около 1300 концертов.
В «Духовных концертах» выступали крупнейшие виртуозы из разных стан. Причем, если в Лондоне в одной программе никогда не встречались исполнители-конкуренты, то в Париже такая практика была в порядке вещей: она давала обучающимся музыке и публике – услышать, оценить и сравнить сочинения великих мастеров. Выдающийся скрипач Родольф Крейцер (1766-1831) впервые выступил в «Духовном концерте» в возрасте 13 лет с концертом собственного сочинения, «…прелесть и совершенство которого взволновали восторженную публику»
Ван Бетховен сочинил «Крейцерову» сонату для Джорджа Полгрина Бриджтауэра (1779–1860), который и стал её первым исполнителем 24 мая 1803 г. в Вене. Бетховен закончил произведение накануне, ноты ещё не успели полностью переписать, так что сам Бетховен исполнял фортепианную партию частично по своим черновикам, а часть произведения была переписана в одном экземпляре, и скрипачу приходилось заглядывать в ноты через плечо пианиста. Бриджтауэр был из плеяды музыкальных вундеркиндов, которых обожал XVIII век.
Но имя Крейцера обладало большей привлекательностью для публики, поэтому Бетховен изменил посвящение. Однако Крейцер был очень раздосадован, когда узнал, что соната первоначально была посвящена не ему. Он так никогда и не выразил благодарности Бетховену за посвящение и никогда не играл эту сонату — более того, считается, что он счёл её неудобной для исполнения, И вообще, с этого времени демонстрировал неприятие музыки Бетховена. Но по иронии судьбы мы вот уже 200 лет вспоминаем его имя в связи с этой сонатой.
В 1784 году возникла необходимость перенести «Духовные концерты» в Механический Зал дворца Тюильри, где акустика и убранство были гораздо хуже. Чтобы не потерять публику, Легро, управляющий организацией в этот период, придумал оригинальный выход из сложившейся ситуации. В последний концерт, состоявшийся в старом Швейцарском зале, он включил «Прощальную симфонию» Гайдна, которая еще не была известна парижской публике. Вызвав большой интерес, эта симфония помогла привлечь публику в новое помещение.
Франц Йозеф Гайдн родился в 1732 году в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония..
1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства. В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.
В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.
В Англии и Франции организация публичных концертов находилась под патронажем королевского двора. «Духовный концерт», таким образом, был тесно связан с аристократическими кругами и крупной буржуазией. Несмотря на то, что он формально был публичным, фактически далеко не каждый желающий мог позволить себе купить билет за 3-6 ливров, что было доступно только довольно состоятельным людям. Положение дел начало меняться после революции 1789 года. Новые формы общественной жизни предъявляли иные требования к концерту. Исполнительское и композиторское творчество представителей французской классической школы было во многом обусловлено теми высокими стандартами, которые задавала парижская концертная жизнь XVIII века – яркая страница в европейской музыкальной культуре.