Разделы
1765-1772 Раннее детство
1765
Появление на свет 25 сентября в родовом имении Огинских в Гузуве Мазовецкого воеводства Речи Посполитой у князя Андрея Игнаци Огинского и его жены Паулины Шембек второго ребенка - сына Михала Клеофаса. Крещение Михала Клеофаса протоиреем Адамом Маркевичем из Вискитки. Раннее детство в имении в Гузове. Положение семьи Огинских в Речи Посполитой.
Для справки
История рода Огинских. Огинские — литовско-белорусский дворянский и княжеский род. Ведёт родословную от князя Дмитрия Ивановича Глушонка.
Чеслав Янковский. «Ошмянский повет. Часть вторая»
«…в 1510 году умер князь Дмитрий Иванович Глушонок (сын прародителя рода Пузына), получивший от Александра Ягеллончика привилегию на владение Огинтами в Жижморском повете, став прародителем князей Огинских. Осели затем Огинцы в разных районах Литвы основав несколько ветвей рода; в Новогрудском воеводстве, где впоследствии в Слониме проживал знаменитый гетман Огинский, создатель канала, носящего его имя, в Витебском, в Трокском (Стравенники); некоторое время Огинцы были владельцами Ивья в Ошмянском повете. Некоторые их этих ветвей угасли по прошествии веков, другие процветают и по сей день».
Тадеуш Франтишек Игнаци Огинский – дед Михала Клеофаса Огинского (1712-1783).
Положение семьи Огинских при дворе польского короля Стани́слава II А́вгуста Понято́вского. Совершенно естественно, что новый король стремился окружить себя лицами, оказавшимися в числе его сторонников в период «бескоролевья». К этим лицам принадлежал воевода трокский Тадеуш Огиньский (1712 - 1783) – будущий дед Михала Клеофаса, его сын Анджей Огиньский (мечник литовский и староста ошмяньский) – будущий отец Михала Клеофаса, который в 1763 году женился на Паулине, урожденной графине Шембек. Это был третий брак прославленной красавицы, которая имела к тому времени уже двух сыновей — Феликса, сына графа Лубеньского, и Прота (Протазия), сына графа Потоцкого. Анджей Огиньский начал быстро делать дипломатическую карьеру. В 1769 году он был назначен послом и полномочным министром Речи Посполитой в Петербурге, но вскоре вернулся оттуда и в начале 1772 года поехал в ранге чрезвычайного посла в Вену.
К тому времени Анджей Огиньский был уже кавалером обоих польских орденов (Белого орла и учрежденного в 1765 году ордена св. Станислава) и пользовался особым расположением и доверием короля, как это видно из многочисленных писем Станислава Августа, адресованных Огиньскому в Вену. Заметим, что в течение долгого времени в Речи Посполитой вообще не было орденов, которые считались нарушением «шляхетской демократии», и только в начале XVIII века Август II Саксонский учредил орден Белого орла.
Князь Михал Казими́р Оги́нский (1729—1800) — государственный и военный деятель Речи Посполитой. Поэт, писатель, композитор и драматург, дядя Михала Клеофаса Огинского. Владелец Неборова, Дукоры и Бобра. Чашник великий литовский (1744—1748), писарь польный литовский (1748—1764), воевода виленский (1764—1768), гетман великий литовский (1768—1793), генерал-майор войск Великого княжества Литовского. Дальний родственник - кузен третьего поколения Михала Клеофаса Огинского, (общий родственник – пра-пра-прадед Самуил Лев).. Он также известен как меценат и книгоиздатель. Его племянник — будущий композитор и политический деятель Михаил Клеофас Огинский — много времени проводил в резиденции дяди в Слониме. Общение с дядей сыграло большую роль в становлении мальчика.
Князь Франтишек Ксаверий Огинский (1742–1814) (сын Тадеуша Франтишека) – староста ретавский и пшевальский, участник Барской конфедерации, кухмистер литовский с 1775 года, дядя Михала Клеофаса Огинского.
С 1787 года – владелец Молодечно, Залесья и др. земель. Захоронен на униатском кладбище в Молодечно. После его смерти эти земли перешли вместе со всем его имуществом во владение его племянника Михала Клеофаса Огинского.
Переход рода Огинских от православия в католичество. На протяжении жизни трех поколений рода Огинских можно наблюдать коренное изменение взаимоотношений представителей этого рода с Православной Церковью Речи Посполитой. Всестороння поддержка своих единоверцев, не только материальная, но и политическая, православными магнатами сменилась ограниченной, не предаваемой широкой огласке помощью магнатов-католиков «родовым» обителям, в т.ч. и в делах касающихся поездок в Россию с различными нуждами. Однако уже к началу XVIII века и этому происходит конец, и Огинские пополняют ряды гонителей православия.