1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Исторические события и процессы в Речи Посполитой

Культура

1765

Создание королём постоянной, профессиональной и публичной актёрской труппы, которая носила название: Национальные актёры Его Королевской Мощи, а с 1807года получила название «Театр Народовы».

Польский «Театр Народовы» (Teatr Narodowy), один из ведущих и старейших театров Польши. Начал деятельность в Варшаве в 1765 представлением комедии Ю. Белявского «Назойливые».   В 1774 году был адаптирован для Национального театра варшавский Дворец Радзивилов на улице Краковское предместье (теперь Президентский дворец).

Первое здание театра - Президентский дворец в Варшаве

 Именно в этом дворце была поставлена первая польская опера — «Осчастливленная нищета» («Nędza uszczęśliwiona») Мацея Каменского с либретто Войцеха Богуславского на основе одноимённой кантаты Францишка Богомольца (1777).  Театр функционировал до 1778 года, и за время своего существования сделал во дворце капитальный ремонт.

Хотя дворец по прежнему принадлежал Радзивиллам, Каролю Станиславу стоило большого труда вернуть его  после возвращения в Варшаву. Дворец принадлежал ему до 1790 года, а в 1791—1792 годах в период четырёхлетнего сейма, во дворце проводились заседания «Объединения друзей Конституции».

С 1779 года Национальный театр поместили в новом здании построенном на площади Красиньски. Название «Театр Народовы» закрепилось за труппой в 1807г.  В 1810г. была создана «Правительственная дирекция театров», которая действовала после присоединения большой части Варшавского герцогства к Российской империи как автономное Царство Польское.

Театр Народовы

В 1822 году она получила название: «Дирекция театров и всяких драматических и музыкальных зрелищ в Царстве». Этому учреждению подчинялся Национальный театр, который был финансирован из публичных фондов, в частности из налога от зрелищ, которые придумал Войцех Богуславский.

Для справки

Войцех Ромуальд Богусла́вский (1757-1829) — польский режиссёр, драматург, артист драмы и оперы (бас), педагог, переводчик. Один из создателей польских профессиональных драматических и музыкальных театров, «отец польского театра». В. Богуславский происходил из шляхтичей герба Свинка. Сын Леопольда Анджея Богуславского — владельца с. Глинно, земского регента в Познани. Отец актёра и драматурга Станислава Богуславского. Его внуком был режиссёр В. Богуславский. С 1762 по 1770 год В. Богуславский учился в Варшавской коллегии пиаристов. С 1770 года продолжил обучение в Ягеллонском университете в Кракове, а затем в Новодворских школах. С 1775 по 1778 год служил в литовской пехотной гвардии в чине подхорунжего. Театральную деятельность начал в 1778 году актëром драматической труппы. К этому же периоду относится его первые опыты по созданию национальной оперы.

Войцех Ромуальд Богусла́вский

В 1783—1784 году — директор труппы «Национальные актёры» (впоследствии — Национальный театр, польск. Teatr Narodowy, «Театр Народовы») в Варшаве. В 1785 г. им был основан первый постоянный городской театр в Вильне, с которым В. Богуславский гастролировал по городам Польши, Галиции, западным губерниям России.  По инициативе Богуславского были организованы театры во Львове (1781), Люблине, Калише, Познани, кроме того, он способствовал зарождению театральной жизни в Гродно и Дубно. В 1790 г. по приглашению короля Станислава Августа Понятовского вновь возглавил варшавскую сцену, на которой ставил пьесы патриотического направления. Возглавляя варшавскую труппу «Национальные актеры», ставил произведения зарубежных и польских драматургов, в том числе, Шекспира, Мольера, П. Бомарше, Г. Э. Лессинга, Юлиана Немцевича. Одновременно, осуществлял постановку пьес собственного сочинения, например, «Генрих VI на охоте» (1792). В 1794 году был среди сторонников восстания Костюшко, подписавших Акт восстания. После поражения Костюшко, спасая театральное и личное имущество, покинул Варшаву и переехал во Львов, в то время находивший под властью Австро-Венгрии, где с 1795 г. началась его длившаяся до 1799 г. театральная деятельность в столице Галиции. В 1799 г. В. Богуславский вернулся в Варшаву и до 1814 года вновь возглавлял Национальный театр.

Основываясь в своем искусстве на классических эстетических нормах, Богуславский был близок принципам сценического реализма. Театральная деятельность В. Богуславского имела большое значение для развития польского оперного театр. Он успешно выступал, как в оперных, так и в драматических спектаклях. Оперные роли: Аксур в опере А. Сальери «Аксур, царь Ормуза», Бардос в опере Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы». Роли в театре: Лир, король Британии в пьесе «Король Лир» Шекспира, Гамлет в трагедии Шекспира «Гамлет» и др. В. Богуславским написано либретто оперы «Осчастливленная нищета» М. Каменьского (постановка 1778 г. с его участием), либретто оперы Стефани «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (постановка 1794 г.).  Плодотворно занимался переводами либретто и поставками опер западноевропейских композиторов. С 1811 г. вëл педагогическую работу в организованной по его проекту Варшавской «Драматической школе».  Умер в Варшаве и похоронен на кладбище Старые Повонзки.

Мемориальная доска Войцеху Ромуальду Богусла́вскому, Варшавa,Старые Повонзки

Для справки

Мацей Каменский (1734, Шопрон — 1821, Варшава)— польский композитор словацкого происхождения. Учился в Шопроне и, вероятно, в Вене, с 1765 г. жил и работал в Варшаве. Первым начал писать оперы на польские слова и сюжеты — первая же его польская опера «Счастье в несчастье» (польск. Nędza uszczęśliwiona; 1778) имела огромный успех. За ней последовали в 1779 г. «Софья» (польск. Zośka, czyli wiejskie zaloty) и «Добродетельная простота» (польск. Prostota cnotliwa), а затем и ряд других опер, а также полонезы, мессы, оффертории, кантата по случаю открытия монумента Яну Собескому.

Мацей Каменский

Для справки

Францишек Богомолец (1720—1784) — деятель польского Просвещения, иезуитский богослов. Основоположник польского театра, поэт, лингвист, историк, издатель.  Родился предположительно в имении Глубоком Витебского уезда Полоцкого воеводства. В возрасте 17 лет вступил в орден иезуитов после обучения в виленском конвикте (религиозном учебном заведении). Несколько лет Францишек Богомолец преподавал в Виленской коллегии. Там он написал свои первые пьесы — «Цезарь в Египте» и «Лизимах» (переработка сюжета французской трагедии). Затем переехал в Варшаву. В 1747 году его направляют в Рим на двухгодичные курсы риторики и теологии. В Риме Францишек Богомолец был рукоположен в ксёндза. По возвращении был назначен преподавателем риторики в Виленской академии, где проработал до 1751 года.  В Вильне Францишек Богомолец пишет свои первые стихи. В 1750 году 30-летний священник был назначен профессором Варшавской шляхетской коллегии Залуских. Там он продолжил заниматься театром.

Францишек Богомолец

Сначала переделывал для гимназических спектаклей пьесы французских авторов — Мольера и других, затем начал писать оригинальные сюжеты. В своих пьесах Францишек Богомолец высмеивал консерватизм, ограниченность и невежество тогдашней шляхты. В 1753 году он был официально утвержден руководителем театра в коллегии Залуских.

Он составил фразеологический латинско-польский словарь. Филологи оценивают его как значительный шаг в формировании новой языковой культуры в эпоху польского Просвещения. В то время речь шляхтичей представляла собой так называемый макаронизм — смесь польских и латинских слов, не всегда понятную даже самим собеседникам.  Во время одной из церемоний открытия учебного года в коллегии Залуских он произнёс речь в защиту польской культуры и языка. известную как Pro ingeniis Polonorum («Об уме поляков»).

В 1752 году Францишек Богомолец опубликовал  первую редакцию «Разговоров о польском языке» (De lingua Polonica colloquium). Работа была написана на латыни, однако через шесть лет в сборнике школьных упражнений «Поэтические забавы» она вышла на польском языке. В ней шла речь  об основах перевода, о необходимости знания иностранных языков, выдвигалась идея о создании языковой академии. Ф. Богомолец начинал писать трагедии для постановки в студенческих театрах.

Однако в истории драматургии более известен как комедиограф. Особенно популярны комедии «Пьяницы», «Брак по календарю», написанные простым разговорным языком того времени. В них чувствуется влияние Мольера и Карло Гольдони (Ф. Богомолец был первым переводчиком Мольера на польский). Всего драматургическое наследие Ф. Богомольца насчитывает пять томов, а на сцене шляхетской коллегии он поставил 25 пьес. Богомолец написал также либретто к постановкам «Осчастливленная нужда» (Nędza uszczęśliwiona, 1770) и «Целомудренная простота» (Prostota cnotliwa, 1779). Это были первые оперы на польском языке. Был автором многих шуточных песен, которые со временем получили статус народных.

С 1761 по 1765 год Францишек Богомолец — главный редактор первых в Польше газет Wiadomości Uprzywilejowanych Warszawskich («Новости для привилегированных варшавян») и Kurier Polski. В газетах печатали информация как о событиях в Речи Посполитой, так и за её пределами.

В 1765—1768 годах Францишек Богомолец редактирует журнал Monitor («Наставник») — первое специализированное педагогическое периодическое издание на территории Речи Посполитой.

Комедия Францишка Богомольца «Польский парижанин». Обложка. Нац. библиотека, Варшава

Одновременно он был префектом библиотеки и типографии коллегии Залуских. Типография стала пожизненным местом работы Ф. Богомольца, когда после запрета иезуитского ордена она перешла в собственность королевского двора. В этой типографии Франтишек Богомолец упорядочил и издал четырёхтомное «Собрание польских хроник», содержащий труды видных историков Речи Посполитой — Мартина Бельского, Мацея Стрыйковского, Мартина Кромера и Александра Гваньини.  Его перу принадлежит написанное по заказу короля «Краткое описание царства турецкого» (1770), а также биографии великих коронных канцлеров Речи Посполитой — Яна Замойского и Ежи Оссолинского.  В «типографии Богомольца» выходили труды античных авторов — Демосфена, Тита Ливия, Цицерона, Тацита, а также Яна Кохановского и др. Там же появился на свет первый на территории Речи Посполитой, основанный  самим Богомольцем, литературный журнал — «Zabawy Przyjemne i Pożyteczne» («Развлечения приятные и полезные»), который выходил с 1770 по 1777 год. Также издавались учебники для школ Комиссии народного образования — первого министерства образования в Речи Посполитой, созданной постановлением сейма по инициативе короля Станислава-Августа Понятовского в октябре 1773 года. Большинство работ собственного сочинения Францишек Богомолец издал анонимно, а гонорары за них отдавал на содержание шляхетской коллегии.  Умер Франтишек Богомолец в марте 1784 года. После его смерти за ним осталось 3 тысячи злотых. Согласно завещанию, эти деньги были переданы варшавской городской власти «для помощи несчастным людям», независимо от их происхождения. В дальнейшем, на основе этих средств, сформировался варшавский «фонд Богомольца», который существовал до начала XX века и прекратил своё существование лишь с началом первой мировой войны.