Разделы
1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой
1788
Первые пробы Огинского в музыкальном и литературном творчестве. Участие в сочинении пьес, вошедших в изданный в Варшаве сборник «Сказки и не сказки».
Для справки
Михаил Казимир Огинский 18 октября 1761 года заключил брак с дочерью князя-канцлера Чарторыского (Чарторыйского), Александрой, третьей женой подканцлера литовского Михаила Антона Сапеги (умер 12 октября 1760 года). Самой ценной частью приданого Александры Сапеги, которую она принесла своему второму мужу Михаилу Казимиру Огинскому, была Слонимская экономия (где с 1761 он был старостой). Это государственное имение было одним из многочисленных, которые принадлежали Михаилу Антону Сапеге.
Роскошный стиль жизни, чрезвычайно дорогое содержание двора в Слониме с его большим оркестром и оперным театром, многочисленные культурные инициативы, прокладка канала и дорог-трактов даже такое крупное состояние, которым владел Огинский, должны были привести к разорению
В 1791 году почти все свои имения старый гетман продал племяннику – дальнему родственнику Михаилу Клеофасу Огинскому (они происходили из двух разных линий рода, общий предок их Самуэль Лев, жил в первой половине XVII века, умер в 1657 году), с условием, что тот заплатит за него более 8 миллионов долга. Имущество гетмана оценивалось в 14 миллионов, продажная же цена была определена в 12 миллионов 250 тысяч злотых. Поэтому после вычета долгов Михаил Клеофас Огинский должен был уплатить гетману 4 миллиона 250 тысяч злотых ассигнациями.
Для справки
Мемориальная доска Михаилу Казимиру Огинскому, установленная на современном здании Слонимского драматического театра (скульптор Леонид Леонидович Богдан, 2014)
Слонимский театр Огинских . Согласно «Инвентарному списку инструментов и музыкальных бумаг», составленному в 1801 году, собрание нот произведений, которые исполнялись на различных сценах театра Огинского, включало 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и более 460 других музыкальных произведений (оратории, арии, музыка для дивертисментов, отдельных танцев и прочее). Среди исполнителей выделялись дочь «мэтра игры на клавикорде» Д. Грабенбауэра, Г. Давиа, П. Дроздовская, Лесевичевна, Конопковна, Кинтнер, Герман, Пленц, Мартинкевична, Шуцкая, Михайловская, Цельнер; солисты Янский и М. Лазарини. Филиалы театра работали также в Седльце (Польша) и Телеханах (Ивацевичский район Брестской области).
В 1771 году на канале Огинского функционировал «плавучий театр» на баржах, который предназначался для постановки летом театральных спектаклей. В 1777-1788 годах по проекту известного итальянского архитектора и декоратора Иноченца Мораино вблизи дворца на берегу малого канала Огинского (выровненного рукава реки Щары) на месте театрального помещения, построенного ранее Сапегой, был возведен в стиле барокко оперный театр – «Дом оперы» /“Опернхауз”/ (разрушен после 1804 года).