1784-1788 Государственная служба в ВКЛ и Речи Посполитой

Биография

1788

Первые пробы Огинского в музыкальном и литературном творчестве. Участие в сочинении пьес, вошедших в изданный в Варшаве сборник «Сказки и не сказки».

Бэлза И. Ф.

«Михал Клеофас Огинский»

«Михал Клеофас Огиньский мог почерпнуть много впечатлений, бывая в Слониме и Седльцах у своего дяди, тратившего огромные деньги на оперные и драматические спектакли, концерты и домашнее музицирование, к которому постоянно привлекались, помимо членов капеллы гетмана, его родные и друзья. Существует предположение, что уже в юношеские годы проявилось не только музыкальное, но и литературное дарование Михала Клеофаса,  возможно, он принимал участие в сочинении некоторых пьес, вошедших в изданный в Варшаве в 1788 г. сборник «Сказки и не сказки».

Для справки

Здание не сохранилось. Изображение - авторская реконструкция художника Василия Гриневича

Театр князя Михаила Каземира Огинского в Слониме

«В это же собрание сочинений «слонимского гражданина» («Bajki i niebajki, przez obywetela Słonimskiego napisane») включена и драма «Елисейские поля», музыку к которой, по всей вероятности, написал гетман. Мы не можем составить себе полного представления о характере творчества Михала Казимежа Огиньского как композитора, хотя трудно, видимо, сомневаться в том, что он обладал достаточно обширными профессиональными навыками.

Мы знаем, что его театры были оборудованы по последнему слову сценической техники того времени, обслуживались специально подобранным вспомогательным персоналом, а в Слониме была организована типография, в которой печатались либретто на польском и итальянском языках. Некоторые из этих изданий дошли до нас. Помимо этого «по велению ясновельможного пана Михала Огиньского, великого гетмана литовского и кавалера многих орденов», с французского языка переводились на польский, ставились в его придворных театрах и печатались в Слониме и Варшаве (у французского типографа Дюфура) драматические произведения Вольтера.»

«О значении придворного театра гетмана в развитии не только оперы польской, но и балета, свидетельствует то обстоятельство, что у Огиньского служил в качестве балетмейстера поляк Францишек Шлянцовский, занимавшийся исполнительской деятельностью, хореографическими композициями и воспитанием молодых танцовщиков и танцовщиц. В «Краткой хронике польского театра», опубликованной в 1814 г. Анджеем Залевским в «Ежегоднике варшавского национального театра», говорится, что в 1788 г. варшавский «балет пополнился танцорами — уроженцами Слонима, из придворного театра великого гетмана литовского Огиньского, где существовала также труппа польских актеров»  Мы остановились так подробно на всем этом потому, что в музыкально-театральной и литературной жизни гетманского двора, который, так же как и двор князей Чарторыских в Пулавах, был одним из центров польской культуры в эпоху Просвещения, деятельное участие, вероятно, принимал Михал Клеофас Огиньский. Этим объясняется, в частности, то, что некоторые польские исследователи приписывали ему авторство музыки и даже текста «Елисейских полей», тогда как авторство некоторых его полонезов ошибочно приписывалось гетману, хотя в настоящее время материалы, сохранившиеся в архиве композитора, позволяют решительно отвергнуть такое предположение»