1765-1772 Раннее детство

Исторические события и процессы на землях Беларуси

Общество

1764

Изгнание старообрядцев российскими войсками из района Ветки, которая была духовным центром старообрядчества, и ссылка их в Сибирь. Возникновение 2 новых крупных центров церковного раскола в Алтае и Забайкалье

Из многих версий и преданий происхождения «звания "Ветка", самым ярким, пожалуй, служит это: Ветка - малая ветвь Москвы.

Городок Ветка основали в 80-х годах 17 в. русские староверы на землях "мозырского воеводы" Халецкого в пределах Речи Посполитой в 15 верстах от русской границы. Здесь осели не желавшие принимать новую обрядность выходцы из множества российских губерний. Ветка стала для старообрядцев новым духовным центром, своеобразной столицей.

В 17-18 веках вместе с прилегающими слободами, монастырями и скитами Ветка являлась центром религиозного раскола. Уже в 30-е годы 18 столетия здесь проживало около 40 тысяч человек. В 18 веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа резьбы по дереву с золочением, бисерного шитья.

Ветковские ставни

Захваченные генерал-майором Масловым в районах рек Сожа, Днепра, Днестра, Буга, а также городов Гомеля, Бердичева, Винницы, слободы Ветки, староверы двигались в Сибирь по маршруту из пределов современной Украины и Беларуси на Калугу, оттуда водным путем до Казани. Далее 8 партий были отправлены на Екатеринбург, остальные 15 партий направлялись до Соликамска, оттуда – в Тобольск и Туринск. Во многих партиях находилось по 200-250 человек вместе с женщинами и детьми. Женщинам и детям до 15 лет выдавали половину нормы провианта. Во всех партиях насчитывалось более 4 тыс. человек, а «конвою до тысячи человек».

В итоге возникли 2 новых крупных центра раскола: в Алтае и Забайкалье. В Забайкалье эти партии прибыли в 1765-1768 гг. и были расселены в 30 деревнях (около  5 тыс. чел.). На Алтай переселенцы прибыли в июле 1766 г., поселенные на правах государственных крестьян, а не на правах ссыльных.

Старообрядческие книги

Уже в пути в Сибирь эти люди получили название «поляки», в местах нового поселения это название закрепилось за ними надолго. Правда, в Забайкалье «новопоселенные ис поляков», поселенные целыми семьями, в отличие от одиночных ссыльных, получили название «семейские». На Алтае и в Восточном Казахстане их ближайшие родичи до сих пор называются «поляками». В Западной Сибири общее название староверов – «кержаки» - от названия одного из центров старообрядчества – реки Керженец Нижегородской губернии. На Урале и на Алтае староверов называют «двоеданами» (двойная дань (налог) за принадлежность к старообрядству).