1813-1822 Деятельность после войны 1812 года, занятия музыкой

Исторические события и процессы Российской империи

Экономика

1815

Создание в России первого парохода русским инженером шотландского происхождения Чарльзом Бердом, который организовывал прогулки по Неве на построенном пароходе, а позднее выполнял регулярные рейсы по Финскому заливу.

Монополия на производство пароходов в России была отдана Александром I Роберту Фултону, который был изобретателем паровой машины. Но так как в течение 3 лет Фултон не построил на реках России ни одного парохода, привилегия на постройку перешла к Чарльзу Берду, который прибыл в Россию в 1786 году.

Сначала Чарльз работал помощником Карла Гаскойна (тоже приглашенного специалиста) в Петрозаводске на Александровском пушечно-литейном заводе. Позднее в 1792 году, вместе с тестем – еще одним шотландцем Морганом организовал товарищество. Одним из предприятий товарищества стал литейно-механический завод, названный впоследствии заводом Берда.

Чарльз Берд и Роберт Фултон

Чарльз Берд взялся за дело всерьез, и уже в 1815 году в Санкт-Петербурге на его заводе был построен первый российский пароход, получивший название «Елизавета». Корабль, называемый на английский манер «пироскаф» или «стимбот» стал родоначальником российских пароходов. 

В качестве двигателя на «Елизавете» применили балансирную паровую машину Уатта, мощность которой составила 4 лошадиные силы, а частота вращения вала – сорок оборотов в минуту. На пароходе были установлены 6-лопастные бортовые колеса. Паровой котел на одну топку работал на дровах, от нее шла дымовая труба из кирпича, которую позднее заменили металлической.

Такая труба могла служить основой для паруса, ее высота составляла – 7,62 м. «Елизавета» могла развивать скорость до 5,8 узлов (почти 11 км/ч).

Первый раз пароход «Елизавета» был испытан на пруду Таврического сада и показал там хорошую скорость. Впоследствии, Чарльз Берд продолжил продвигать свое изобретение. Например, он приглашал петербургских чиновников на прогулку на пароходе. Во время поездки по Неве гостей развлекали и угощали, но, кроме того, в маршрут входило посещение завода. Первый регулярный рейс парового бота «Елизавета» из Санкт-Петербурга в Кронштадт отправился 3 ноября 1815 года.

Прогулка по Неве на пароходе «Елизавета»

Дорога туда заняла 3 часа 15 минут, обратно из-за плохой погоды – чуть более 5 часов. На борту находилось тринадцать пассажиров.

В дальнейшем «Елизавета» стала регулярно ходить по Неве и Финскому заливу, а с легкой руки П.И. Рикорда английское название «стимбот» сменилось на русское «пароход». Рикорд одним из первых составил подробное описание первого российского парохода «Елизавета».

На заводе Берда, была изготовлена решётка Обводного канала в Кронштадте(1813г.),  построен второй пароход (1816г.) и получен большой заказ на устройство паровых машин при Санкт-Петербургском арсенале (1817г.)

Благодаря успеху своего изобретения Чарльз Берд получил несколько больших государственных заказов и создал свое пароходство. Новые пароходы перевозили грузы и пассажиров.

П.И. Рикорд