Разделы
1813-1822 Деятельность после войны 1812 года, занятия музыкой
Общество
1813-1822
Формирование национальных движений народов в Австрийской империи через развитие национальных культур, языка, литературы, театра.
Духовному прогрессу нации в Австрии мешала суровая цензура - под запретом находились многие произведения мировой классики, включая Шиллера, Гете. Школа была под контролем духовенства. Политический и духовный гнет над народами империи был установлен во многом стараниями министра иностранных дел Меттерниха. Полицейская слежка, вскрытие частной корреспонденции и даже дипломатической почты, тайные суды и расправы над неблагонадежными. В отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй!». Политика была рассчитана на консервацию отживших свой век феодальных отношений и абсолютистской государственной власти.
Для справки.
Князь Клеменс фон Меттерних министр иностранных дел Австрии в 1809-1848 годах, главный организатор Венского конгресса 1815 года, руководил политическим переустройством Европы после Наполеоновских войн, известен своими крайне консервативными взглядами.
Угнетенные народы империи всё настойчивее добивались буржуазных свобод и национального равноправия. В истории югославов, чехов, румын, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха так называемого Национального возрождения, начался подъем национальных движений, носивших антифеодальный характер. На первом этапе Национального возрождения и чехи, и словаки пробуждались к национальной жизни, развивался и распространялся национальный язык, литература, театр, т.е. национальная культура.
Большая заслуга в этом принадлежала целой плеяде просветителей - автору трудов по истории языка и культуры чехов и других славян Йозефу Добровскому, ученому-философу, автору чешско-немецкого словаря, учебника чешской литературы Йозефу Юнгману.
Они искренне верили в силу и могущество славянства, питали надежды на помощь России в борьбе со своими угнетателями.
Крупнейший деятель словацкой культуры Ян Коллар, писавший на чешском языке (поскольку литературного словацкого тогда ещё не было) в знаменитой своей поэме «Дочь Славы» (1824) воспевал славное прошлое славян и их героев – Жижку, Костюшко, Минина и Пожарского.
Он отстаивал идею единого «славянского народа», рассматривал словаков как часть «чехословацкого племени», отказывая им в праве на самостоятельное национально-культурное развитие, как и другим малым славянским народам. Коллар не понимал, что в век капитализма из народностей формируются современные нации, он не видел, что на этот путь уже вступили и его соплеменники – словаки.