1813-1822 Деятельность после войны 1812 года, занятия музыкой

Исторические события и процессы в Западной Европе

Общество

1813-1822

Формирование национальных движений народов в Австрийской империи через развитие национальных культур, языка, литературы, театра.

Духовному прогрессу нации в Австрии мешала суровая  цензура - под запретом находились многие произведения мировой классики, включая Шиллера, Гете.  Школа была под контролем духовенства. Политический и духовный гнет над народами империи был установлен во многом стараниями министра иностранных дел Меттерниха. Полицейская слежка, вскрытие частной корреспонденции и даже дипломатической почты, тайные суды и расправы над неблагонадежными. В отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй!». Политика была рассчитана на консервацию отживших свой век  феодальных отношений  и абсолютистской государственной власти.

Для справки.

Князь Клеменс фон Меттерних  министр иностранных дел  Австрии в 1809-1848 годах, главный организатор Венского конгресса 1815 года,  руководил политическим переустройством Европы после Наполеоновских войн, известен своими крайне консервативными взглядами.

Клеменс Меттерних (1773–1859)

Угнетенные народы империи всё настойчивее добивались буржуазных свобод  и национального равноправия. В истории югославов, чехов, румын, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха так называемого Национального возрождения, начался подъем национальных движений, носивших антифеодальный характер. На первом этапе Национального возрождения и чехи, и словаки пробуждались к национальной жизни, развивался и распространялся  национальный язык, литература, театр, т.е. национальная культура.

Большая заслуга в этом принадлежала целой плеяде просветителей -  автору трудов по истории языка и культуры чехов и других славян  Йозефу Добровскому,  ученому-философу, автору чешско-немецкого словаря, учебника чешской литературы Йозефу Юнгману.

Они искренне верили  в силу и могущество славянства, питали надежды на помощь России в борьбе со своими угнетателями.

Крупнейший деятель словацкой культуры Ян Коллар, писавший на чешском языке (поскольку литературного словацкого тогда ещё не было)  в знаменитой своей поэме «Дочь Славы» (1824) воспевал славное прошлое славян и их героев – Жижку, Костюшко, Минина и Пожарского.

Он отстаивал идею единого «славянского народа», рассматривал словаков как часть «чехословацкого племени», отказывая им в праве на самостоятельное  национально-культурное развитие, как и другим малым славянским народам. Коллар не понимал, что в век капитализма из народностей формируются современные нации, он не видел, что на этот путь уже вступили и его соплеменники – словаки.

Ян Коллар (1793-1852)